Су 22 – бомбардировщик, воздушное судно с великолепными летно-техническими характеристиками, которое разработали в СССР в 70-е годы ХХ века. Истребитель представляет собой мощное воздушное судно с отличными летно-техническими характеристиками. Примечательно, что именно этот самолет активно поставлялся на экспорт по всему миру.
Страницы истории су 22
Прототип су 22 разработали в 70-х. Вместо устаревших двигателей АЛ-21ФЗ на машине установили турбореактивные Р-29БС-300. Их максимальная тяга составляла 8300 кгс. Такие же моторы устанавливали на самолетах МиГ-23.
К заводским испытаниям лайнера приступили в 1975. Они прошли успешно. После этого су 22 преимущественно производили как экспортное воздушное судно вплоть до 80-х годов прошлого века.
Разработка новой машины позволила стандартизировать парк советских фронтовых судов, которые Союз поставлял за границу.
Предыдущими модернизациями воздушного судна были самолеты Су-17М3 и Су-17М. Новую модель поставляли на экспорт так же, как и предыдущие – во Вьетнам и Ливию, Ирак и Сирию, Перу и Афганистан, Йемен и Румынию, Анголу, Польшу и т.д. В общей сложности за всю историю производства Су-22 получили на вооружение 18 государств. Безусловно, истребитель значился и в отечественных ВВС. Его отправили «на пенсию» только в 90-е годы ХХ века.
Добавим, наряду с Су-22, в те времена в СССР производили еще один подобный лайнер – Су-20. За период с 1973-1990 в нашей стране построили примерно 700 этих самолетов.
В 90-е годы прошлого века Су-22 перепродали из Египта в США, Китай и ФРГ. Машина совершала боевые вылеты в Ливане, Чаде (80-е годы). Также самолет участвовал в войне в Афганистане, защищая интересы Советского Союза, в ирано-иракских боях.
Модификация Су-22М была на вооружении и обеих сторон-участниц гражданского конфликта в Йемене. Также эти лайнеры участвовали в 1995 году в атаке позиций Эквадора в Перу.
Модификации бомбардировщика Су-22
Самолет имеет несколько модификаций. Среди них:
- экспортные варианты Су-22М и Су-22М3К;
- разведчик Су-22М3Р с полным комплектом БРЭО на базе машины Су-22М3;
- учебно-боевой самолет Су-22УМ (1979-1982);
- разведчики на базе су 22 под названием Су-22Р и Су-22М4Р.
Первым прототипом этого самолета была машина Су-32М2Д. Собственно, сам лайнер су 22 – это модификация машины Су-17М2, разработанная специально для экспорта. Серийное производство данного аппарата велось с 1976 по 1980 годы.
Экспортный Су-22М выпускался серийно с 1977 по 1988 годы. Его у СССР купили Перу, Ирак, Сирия, Афганистан, Йемен и Ливия.
Самолет под названием Су-22М4 представлял собой модифицированный Су-17М4 для экспорта. Он оснащался моторами АЛ-21Ф-3. Его производство началось в 1984 и закончилось в 1990 году.
Для Венгрии в СССР построили четыре учебных машины СУ-22УМ3. Это было в начале 80-х годов ХХ века.
Лайнер Су-22УМ3К – это мощный усовершенствованный самолет с двигателем АЛ-21Ф-3. Его производили в 1983-85 годы.
О самолете су 22
На новом самолете су 22 установили усовершенствованный приемоответчик (относится к системе госопознавания) и военную радиостанцию Р-802Б для связи с самолетами в воздухе и наземными пунктами управления.
Конструкция воздушного судна практически аналогична знаменитым МиГ – 27 и 23БН.
Над созданием двигателя Р-29БС-300 трудился С.К. Тумановский, знаменитый советский ученый-конструктор авиационных двигателей. В 70-х эти силовые установки поставлялись в Советский Союз союзниками из-за границы.
Самолеты, оснащенные новым двигателем, обладали более короткой, но расширенной хвостовой частью: моторы были крупногабаритные. За счет изменения диаметра фюзеляжа хвоста в су 22 увеличился размах стабилизатора, а вместе с ним и высота авиалайнера.
Бомбардировщик вооружили ракетами Р-3С и Х-23.
Разработкой лайнера занимались в КБ Сухого. Машина отвечала всем советским требованиям к машинам данного класса. Самолет развивал хорошую скорость, был оснащен современным бортовым оборудованием и имел завидное вооружение.
В частности, на борту машины размещались 2 пушки калибра 30 мм НР-30 с 80 снарядами для каждой. Общая масса бомб и ракет в су 22 – 4 тонны.
Геометрия крыла воздушного судна была изменяемой.
Отличительной особенностью лайнера стала возможность взлетать и приземляться на аэродромах с короткой ВПП. Этим предшественники самолета похвастаться не могли.
Самолет имеет стандартную аэродинамическую компоновку. Он представляет собой моноплан с:
- крылом, имеющим среднее расположение;
- оперением хвоста: киль с рулем + стабилизатор.
Геометрия крыла изменяется от 300 до 630. Оно снабжено щелевыми закрылками. Они находятся в неподвижной его части. Герметичные баки для топлива конструкторы разместили в сопряжении фюзеляжа и крыла. Здесь по обе стороны находится пушка.
Стабилизатор с килем размещаются в хвосте самолета. Там же – отсек для тормозного парашюта и 4 воздушных тормоза.
Гаргрот пролегает поверх фюзеляжа, до киля от кабины. Бомбардировщик оснащен 3-опорным шасси, чья передняя стойка убирается против воздушного потока вперед, а основные опоры – перпендикулярно ему, в неподвижный отсек в крыле.
Кабина пилота Су-22 размещается в носу истребителя, в герметичном отсеке. Лобовая часть кабины произведена из бронированного стекла. Она оснащена стеклянным фонарем с переплетами. Осветительный прибор имеет откидываемую часть, она открывается как вверх, так и назад (угол 500).
Пилот в су 22 располагается в кресле типа К-36Д. Приборная доска в кабине обладает аналоговыми указателями. Они информируют летчика о местонахождении воздушного судна, работе мотора и бортового оборудования.
Технические характеристики су 22
Размах крыла лайнера составляет 13.68 метров. Длина истребителя – 18,86 метров, высота равняется 4,86 м. Площадь крыла су 22 –до 34,45 кв. м.
Пустой бомбардировщик весит 10, 45 тонн, максимально 18,82 тонны.
Су-22 у земли разгоняется до 1350 км/ч. А на высоте его скорость достигает 2230 километров в час.
Истребитель способен подниматься на высоту максимум 14 км. Дальность его полета составляет 2 500 километров. Управляет самолетом один пилот.
Таким образом, детище авиаконструкторов Советского Союза эксплуатируется уже более 40 лет. По сей день су 22 остается на вооружении ВВС ряда стран мира.
Интересные факты о су 22
- О разработке нового самолета в СССР задумались еще в 60-е годы ХХ века. Тогда возникла необходимость сократить взлетно-посадочную дистанцию машины типа Су-7Б. Сделать это пытались при помощи тормозных парашютов и стартовых ускорителей, но безуспешно. Тогда стало очевидно: необходимо новое воздушное судно с изменяемой геометрией крыла – такое, как построенный впоследствии су 22.
- Первой машиной с модифицированным крылом в СССР стал все-таки не Су-22, а С-22И (он же – Су17). Его первый полет состоялся в 1966.
- На усовершенствованном лайнере Су-22М-4 размещен прицельно-навигационный комплекс, оснащенный дальномером лазерного типа. Также на самолете имеется телевизионная система.