Аэропорт Шэньчжэнь

Планируется расширение аэропорта Шэньчжэнь. Эксперты бьют тревогу

Центральные власти Китая дали зеленый свет планам строительства третьей взлетно-посадочной полосы и расширения аэропорта Шэньчжэнь. Это решение, предупреждают эксперты, может спровоцировать борьбу за ограниченную пропускную способность воздушного пространства между пятью соседними аэропортами.

Аэропорт Шэньчжэнь
Аэропорт Шэньчжэнь

Реализация плана, утвержденного Национальной комиссией по развитию и реформам 16 апреля, обойдется в 9,35 млрд юаней, или около 1,39 млрд долларов. В обоснование своего решения главный орган экономического планирования Китая пояснил, что расширение отвечает потребностям быстро растущей гражданской авиации в стране и ускорит строительство аэропортов мирового уровня, одновременно способствуя их развитию. Третья взлетно-посадочная полоса и расширенный аэропорт позволят Шэньчжэну ежегодно обслуживать 80 миллионов пассажиров к 2030 году. В прошлом году через него прошло 49 миллионов путешественников.

Шэньчжэнь, как Гонконг

Расширенный международный аэропорт Шэньчжэнь Баоань, который в настоящее время обслуживает 155 пассажирских маршрутов, почти догоняет Гонконг по количеству направлений. Международный аэропорт Гонконга, расположенный в 36 км, специализируется на международных маршрутах, в то время как большинство рейсов из Шэньчжэня являются внутренними. Роль Гонконга как международного окна в мир, скорее всего, будет сохранена, поскольку это входит в план развития региона дельты Жемчужной реки, представленный в феврале правительством Пекина. План предполагает слияние Гонконга, Макао и девяти городов, расположенных в Гуандуне, включая Гуанчжоу (Гуанчжоу) и Шэньчжэнь, в одну надстройку развития, и одним из элементов этой цели будет укрепление позиций Гонконга как международного центра.

Аэропорт в Гонконге, который в 2018 году обслужил 75 миллионов пассажиров, как и Шэньчжэнь, также будет дополнен третьей взлетно-посадочной полосой. Инвестиции планируется завершить в 2024 году, а их стоимость составит 144 миллиарда гонконгских долларов, или 18,5 миллиарда долларов США. Эта значительная сумма продиктована тем фактом, что часть территории, где должна быть построена взлетно-посадочная полоса, находится в Южно-Китайском море – на искусственном острове. Реализация проекта позволит обслуживать более 100 миллионов пассажиров в год.

Кантон поднимает ставку

Три взлетно-посадочные полосы и два терминала уже имеет третий гигантский аэропорт в дельте Жемчужной реки и им является Гуанчжоу. Благодаря этому теперь он может пропускать до 80 миллионов пассажиров и 2,5 миллиона тонн грузов в год. В 2017 году международный порт Baiyun обслужил почти 66 миллионов пассажиров, что означает, что он является третьим по величине аэропортом в Китае и 13-м в мире по пассажиропотоку. «Комплексный план транспортного узла Гуанчжоу (2018-2035), недавно принятый администрацией местного самоуправления Гуанчжоу», предполагает, что к 2022 году аэропорт будет дополнен третьим пассажирским терминалом и двумя новыми взлетно-посадочными полосами, что позволит увеличить пропускную способность порта до 100 миллионов пассажиров и 5 миллионов тонн грузов в год.

Генеральный план развития сообщений Гуанчжоу предполагает, что увеличение пропускной способности аэропорта позволит в основном расширить обслуживание международных направлений. На данный момент существует 87 таких маршрутов, что не так много, если сравнить Гуанчжоу с аэропортом Пекина, Шанхай Пудун или Международным аэропортом Гонконг. Согласно принятым предположениям в отношении развития, эта ситуация должна кардинально измениться – к 2035 году из Гуанчжоу можно будет напрямую добираться до всех важных аэропортов мира, расположенных в 12 часах полета из Гуанчжоу. Только в последующие три года администрация аэропорта ожидает открытия 30 новых международных маршрутов, поэтому из аэропорта будет уже более 100 направлений по мире.
Давление на существующих игроков

В Гонконге внимательно следят за темпами развития аэропортов на китайской стороне от границы. Недавнее решение пекинских властей расширить аэропорт в Шэньчжэне рассматривается в Особом административном районе как шаг в нарушение деликатного статус-кво, в котором Гонконг отвечал за международные перевозки, в то время как Шэньчжэнь мог использоваться главным образом на внутренних направлениях.
«Это свидетельствует о решимости центральных властей продвигать, а также укреплять аэропорт Шэньчжэнь как международный центр в этой части региона, конкурирующий напрямую с Гуанчжоу и Гонконгом», – отмечает Лоу Чеунг-квок, эксперт по авиационной политике Китайского университета в Гонконге в интервью Южному Китаю. В этой борьбе за предпочтения пассажиров у Гонконга хорошие шансы на победу, уверяет Лоу. Ключ к успеху заключается в том, чтобы сосредоточиться на высоком качестве обслуживания пассажиров и расширении международных сообщений. «Расширение возможностей нашего хаба благодаря высокому качеству и высоким стандартам будет для Гонконга наиболее важным для поддержания конкурентного преимущества в авиационной отрасли в дельте Жемчужной реки», – утверждает Лоу.

К 2025 году аэропорт Гонконга почти удвоит количество мест регистрации за пределами аэропорта в районе Дельты, особенно в Китае, чтобы поощрить пассажиров выбирать свой маршрут через Гонконг.Деловая авиация уже пользуется его преимуществами.

Планы по объединению в общей сложности четырех новых взлетно-посадочных полос через три гигантских аэропорта, расположенных на расстоянии нескольких десятков километров друг от друга, каждый из которых имеет пропускную способность в десятки миллионов пассажиров, увеличивают и без того большое скопление воздушных судов в небе над дельтой реки Чжуцзян, предупреждает VariFlight, один из ведущих поставщиков цифровых технологий для авиации.

«В районе залива находится одна из самых загруженных и сложных систем контроля воздушного пространства в мире. Ограниченные ресурсы зон воздушного пространства контролируются различными агентствами. Шэньчжэнь и Гонконг будут продолжать использовать ресурсы воздушного пространства, что, в свою очередь, станет проблемой для аэронавигации в регионе», – прогнозирует д-р Конг Вей, главный аналитик VariFlight.
Ситуация осложняется тем, что, помимо трех крупнейших аэропортов, в заливе расположены еще два крупных аэропорта: аэропорт Цзинянь в Чжухай обслужил более 11,2 млн пассажиров и почти 464 млн тонн грузов в прошлом году, а международный аэропорт в Макао обслуживал в 2017 году почти 7,2 миллиона пассажиров. Вместе в 2018 году пять аэропортов (Гуанчжоу, Гонконг, Макао, Шэньчжэнь и Чжухай) обслужили 213,4 млн пассажиров и 1,4 млн тонн воздушных грузоперевозок. Все это означает, что авиадиспетчеры в регионе вынуждены ежедневно сталкиваться с неучтенным движением.

VariFlight

Существующая система управления воздушным движением, в которой каждый из пяти крупных аэропортов пытается конкурировать за ресурсы воздушного пространства, попахивает анахронизмом, считает Ци Ци, исследователь проблем авиации. «Пять основных аэропортов должны думать больше, чем просто о своих преимуществах и интересах, или должны позволять мегаорганизации, такой, как «Авиация дельты Жемчужной реки», интегрировать и консолидировать ресурсы воздушного пространства, – говорит Ци.

На данный момент нет информации о планах по созданию нового контрольного агентства, которое бы взяло на себя функции нескольких существующих. Так что все, кажется, указывает на то, что прежде в небе над заливом наступит равновесие, в течение длительного времени будет жесткая конкуренция, усугубляемая ограниченным пространством.