Центральные власти Китая дали зеленый свет планам строительства третьей взлетно-посадочной полосы и расширения аэропорта Шэньчжэнь. Это решение, предупреждают эксперты, может спровоцировать борьбу за ограниченную пропускную способность воздушного пространства между пятью соседними аэропортами.
Реализация плана, утвержденного Национальной комиссией по развитию и реформам 16 апреля, обойдется в 9,35 млрд юаней, или около 1,39 млрд долларов. В обоснование своего решения главный орган экономического планирования Китая пояснил, что расширение отвечает потребностям быстро растущей гражданской авиации в стране и ускорит строительство аэропортов мирового уровня, одновременно способствуя их развитию. Третья взлетно-посадочная полоса и расширенный аэропорт позволят Шэньчжэну ежегодно обслуживать 80 миллионов пассажиров к 2030 году. В прошлом году через него прошло 49 миллионов путешественников.
Шэньчжэнь, как Гонконг
Расширенный международный аэропорт Шэньчжэнь Баоань, который в настоящее время обслуживает 155 пассажирских маршрутов, почти догоняет Гонконг по количеству направлений. Международный аэропорт Гонконга, расположенный в 36 км, специализируется на международных маршрутах, в то время как большинство рейсов из Шэньчжэня являются внутренними. Роль Гонконга как международного окна в мир, скорее всего, будет сохранена, поскольку это входит в план развития региона дельты Жемчужной реки, представленный в феврале правительством Пекина. План предполагает слияние Гонконга, Макао и девяти городов, расположенных в Гуандуне, включая Гуанчжоу (Гуанчжоу) и Шэньчжэнь, в одну надстройку развития, и одним из элементов этой цели будет укрепление позиций Гонконга как международного центра.
Аэропорт в Гонконге, который в 2018 году обслужил 75 миллионов пассажиров, как и Шэньчжэнь, также будет дополнен третьей взлетно-посадочной полосой. Инвестиции планируется завершить в 2024 году, а их стоимость составит 144 миллиарда гонконгских долларов, или 18,5 миллиарда долларов США. Эта значительная сумма продиктована тем фактом, что часть территории, где должна быть построена взлетно-посадочная полоса, находится в Южно-Китайском море – на искусственном острове. Реализация проекта позволит обслуживать более 100 миллионов пассажиров в год.
Кантон поднимает ставку
Три взлетно-посадочные полосы и два терминала уже имеет третий гигантский аэропорт в дельте Жемчужной реки и им является Гуанчжоу. Благодаря этому теперь он может пропускать до 80 миллионов пассажиров и 2,5 миллиона тонн грузов в год. В 2017 году международный порт Baiyun обслужил почти 66 миллионов пассажиров, что означает, что он является третьим по величине аэропортом в Китае и 13-м в мире по пассажиропотоку. «Комплексный план транспортного узла Гуанчжоу (2018-2035), недавно принятый администрацией местного самоуправления Гуанчжоу», предполагает, что к 2022 году аэропорт будет дополнен третьим пассажирским терминалом и двумя новыми взлетно-посадочными полосами, что позволит увеличить пропускную способность порта до 100 миллионов пассажиров и 5 миллионов тонн грузов в год.
Генеральный план развития сообщений Гуанчжоу предполагает, что увеличение пропускной способности аэропорта позволит в основном расширить обслуживание международных направлений. На данный момент существует 87 таких маршрутов, что не так много, если сравнить Гуанчжоу с аэропортом Пекина, Шанхай Пудун или Международным аэропортом Гонконг. Согласно принятым предположениям в отношении развития, эта ситуация должна кардинально измениться – к 2035 году из Гуанчжоу можно будет напрямую добираться до всех важных аэропортов мира, расположенных в 12 часах полета из Гуанчжоу. Только в последующие три года администрация аэропорта ожидает открытия 30 новых международных маршрутов, поэтому из аэропорта будет уже более 100 направлений по мире.
Давление на существующих игроков
В Гонконге внимательно следят за темпами развития аэропортов на китайской стороне от границы. Недавнее решение пекинских властей расширить аэропорт в Шэньчжэне рассматривается в Особом административном районе как шаг в нарушение деликатного статус-кво, в котором Гонконг отвечал за международные перевозки, в то время как Шэньчжэнь мог использоваться главным образом на внутренних направлениях.
«Это свидетельствует о решимости центральных властей продвигать, а также укреплять аэропорт Шэньчжэнь как международный центр в этой части региона, конкурирующий напрямую с Гуанчжоу и Гонконгом», – отмечает Лоу Чеунг-квок, эксперт по авиационной политике Китайского университета в Гонконге в интервью Южному Китаю. В этой борьбе за предпочтения пассажиров у Гонконга хорошие шансы на победу, уверяет Лоу. Ключ к успеху заключается в том, чтобы сосредоточиться на высоком качестве обслуживания пассажиров и расширении международных сообщений. «Расширение возможностей нашего хаба благодаря высокому качеству и высоким стандартам будет для Гонконга наиболее важным для поддержания конкурентного преимущества в авиационной отрасли в дельте Жемчужной реки», – утверждает Лоу.
К 2025 году аэропорт Гонконга почти удвоит количество мест регистрации за пределами аэропорта в районе Дельты, особенно в Китае, чтобы поощрить пассажиров выбирать свой маршрут через Гонконг.Деловая авиация уже пользуется его преимуществами.
Планы по объединению в общей сложности четырех новых взлетно-посадочных полос через три гигантских аэропорта, расположенных на расстоянии нескольких десятков километров друг от друга, каждый из которых имеет пропускную способность в десятки миллионов пассажиров, увеличивают и без того большое скопление воздушных судов в небе над дельтой реки Чжуцзян, предупреждает VariFlight, один из ведущих поставщиков цифровых технологий для авиации.
«В районе залива находится одна из самых загруженных и сложных систем контроля воздушного пространства в мире. Ограниченные ресурсы зон воздушного пространства контролируются различными агентствами. Шэньчжэнь и Гонконг будут продолжать использовать ресурсы воздушного пространства, что, в свою очередь, станет проблемой для аэронавигации в регионе», – прогнозирует д-р Конг Вей, главный аналитик VariFlight.
Ситуация осложняется тем, что, помимо трех крупнейших аэропортов, в заливе расположены еще два крупных аэропорта: аэропорт Цзинянь в Чжухай обслужил более 11,2 млн пассажиров и почти 464 млн тонн грузов в прошлом году, а международный аэропорт в Макао обслуживал в 2017 году почти 7,2 миллиона пассажиров. Вместе в 2018 году пять аэропортов (Гуанчжоу, Гонконг, Макао, Шэньчжэнь и Чжухай) обслужили 213,4 млн пассажиров и 1,4 млн тонн воздушных грузоперевозок. Все это означает, что авиадиспетчеры в регионе вынуждены ежедневно сталкиваться с неучтенным движением.
VariFlight
Существующая система управления воздушным движением, в которой каждый из пяти крупных аэропортов пытается конкурировать за ресурсы воздушного пространства, попахивает анахронизмом, считает Ци Ци, исследователь проблем авиации. «Пять основных аэропортов должны думать больше, чем просто о своих преимуществах и интересах, или должны позволять мегаорганизации, такой, как «Авиация дельты Жемчужной реки», интегрировать и консолидировать ресурсы воздушного пространства, – говорит Ци.
На данный момент нет информации о планах по созданию нового контрольного агентства, которое бы взяло на себя функции нескольких существующих. Так что все, кажется, указывает на то, что прежде в небе над заливом наступит равновесие, в течение длительного времени будет жесткая конкуренция, усугубляемая ограниченным пространством.