Почему не состоялся бизнес-джет на базе Airbus A380?

Многие крупные коммерческие самолеты, переоборудованные в частные и VIP-версии, используются во всем мире. Часто они принадлежат правительствам, компаниям и даже частным лицам. У Airbus и Boeing есть свои собственные программы бизнес-джетов: первый Airbus Corporate Jets (ACJ) и второй Boeing Business Jets (BBJ).

Оба производителя предлагают широкий спектр VIP-самолетов – от самого маленького ACJ318 Elite до таких гигантов, как BBJ787 Dreamliner или ACJ350. Если бы Airbus изменил конфигурацию A380, это был бы самый большой частный самолет в эксплуатации. Но проект ACJ380 (Airbus Corporate Jets 380) так и не увидел свет. Так почему же он так и не появился на рынке бизнес-джетов?

Некоторое время назад  интерес к его бизнес-версии появился. На авиасалоне в Дубае в 2007 году принц Саудовской Аравии Аль-Валид бен Талал Абдель Азиз Альзауд разместил заказ на частный самолет A380, известный как ACJ380 или Flying Palace. «Заказ принца Аль-Валида означает, что успех Airbus на рынке корпоративных реактивных самолетов в настоящее время простирается от самого маленького самолета, A318 Elite, до самого большого, A380 Flying Palace», — сказал тогда главный операционный директор Airbus Джонни Лихи.

Однако ACJ380 так и не попал в руки принца Аль-Валида бин Талала, поскольку королевская семья Саудовской Аравии продала его по причинам, неизвестным общественности. Имя нового покупателя самолета не сообщалось и до сих пор неизвестно. Представитель Airbus Corporate Jets сообщил AIN в 2015 году: «Изначально самолет A380 использовался для летных испытаний A380. Через несколько лет после заказа 2007 года Аль-Валид перепродал самолет. Время шло, а самолет все еще находился в Тулузе без оборудования в салоне и не доставлен».

По состоянию на 2021 год заказов на бизнес-версию Super Jumbo нет. Так что же помешало потенциальным клиентам приобрести эту VIP-версию самолета? По данным концерна, A380 может выполнять регулярные полеты в 140 аэропортах мира. Super Jumbo имеет размах крыльев  80 м и длину 73 м, поэтому ему нужны более широкие и длинные взлетно-посадочные полосы, а это означает, что многие аэропорты не приспособлены для работы с подобными конструкциями.

Таким образом, в то время как просторная кабина ACJ380 площадью 5930 квадратных футов предлагает огромные возможности конфигурирования с точки зрения дизайна интерьера, огромные размеры двухэтажного самолета ограничивают его эксплуатационные возможности. «В конце концов, для многих богатых владельцев частных самолетов самое важное – попасть туда, куда они хотят и когда хотят. У них может быть где-то небольшой остров, и A380 вряд ли приземлится на нем из-за его размеров», — пояснил в заявлении Виланд Тимм, отвечающий за продажи VIP-самолетов  в Lufthansa Technik. Тимм также сообщил, что у Lufthansa Technik был клиент, который хотел полностью переоборудовать свой A380 в частный самолет, но планы так и не были реализованы.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM