Поглощение Embraer станет головной болью нового главы Boeing

Кроме срочного прекращения кризиса MAX новому генеральному директору Boeing придется столкнуться с возражениями Брюсселя против слияния американского концерна с Embraer, что важно для его долгосрочной стратегии.

Антимонопольный орган ЕС в Брюсселе ознакомился с условиями покупки концерном Boeing 80 процентов регионального авиационного подразделения Embraer за 4,2 миллиарда долларов, но запросил у обеих компаний более 1,5 миллиона страниц информации и данных о кампаниях продаж за 20 лет.

Объем требований Европейской комиссии свидетельствует о ее обеспокоенности тем, что планируемая операция сократит число основных участников мирового рынка реактивных самолетов с трех до двух, как сообщили нашему порталу два анонимных источника из штаб-квартиры Евросоюза.

Любая задержка в этой операции или ее блокирование будет очередной неудачей Boeing, который с понедельника возглавлен новым президентом Дэвидом Кэлхуном, заменившим предшественника из-за кризиса MAX. Кэлхун тесно связан с бразильским производителем с того времени, когда он отвечал за авиационные двигатели в General Electric. Ожидается, что Кэлхун изо всех сил постарается завершить сделку.

Boeing согласился приобрести 80 процентов подразделения гражданской авиации Embraer, которое конкурирует с Airbus в сегменте авиационного рынка самолетов вместимостью до 150 пассажиров. Группа из Тулузы ранее купила за символический 1 доллар программу CS у Bombardier, основного конкурента бразильцев в части рынка машин с 80-120 местами, и переименовала ее в A220. Покупка Embraer должна была состояться в 2019 году, но была отложена из-за того, что Брюссель начал рассматривать законность сделки в октябре и не собирается давать ответ до конца февраля.

Комиссия запросила дополнительные источники сверх уже имеющихся нескольких сотен тысяч документов из других надзорных органов, она проверяет данные о более чем 1000 рекламных кампаниях, проведенных или запланированных за 20-летний период.

Американцы утверждают, что их сделка с бразильцами не сведет рынок до двух игроков, поскольку основные и региональные рынки работают раздельно, даже если Airbus присутствует на обоих. Адвокаты всех заинтересованных сторон в настоящее время ждут, пока Комиссия выпустит заявление с возражениями, которое может привести к уступкам.
Офисы в США, Японии и Китае уже согласились на эту операцию, ожидается, что бразильцы вскоре подтвердят первоначальное соглашение.

Airbus и Boeing доминируют на рынке воздушных судов с более чем 150 местами, их сделки с Bombardier и Embraer переносят конкуренцию на более мелкие региональные машины. Помимо соперничества программ E2 и A220, есть еще кое-что — оба гиганта готовятся конкурировать с Китаем. Он пока остается единственным потенциальным конкурентом, поскольку потерпевшие фиаско российские SSJ-100 и МС-21, фактически потеряли шансы выйти на международный рынок.

Boeing заинтересован в более дешевых инженерных решениях Embraer, промышленной базе и технологиях, например, шасси. Это означает, что он будет играть важную роль в работе над новой линейкой моделей, которая также заменит MAX. В Европе EASA сомневается в безопасности MAX, кроме того в 2020 году Евросоюз может ввести ответные пошлины в конфликте с США из-за  субсидий для производителей самолетов.

Европейские чиновники отрицают связь между конкуренцией и торговлей, но, по мнению экспертов, оба случая указывают на растущую активность Европы, во многих случаях голоса его органов звучат громче.

Airbus, в свою очередь, намерен, не привязывая покупку Embraer к спору о субсидиях, обеспечить равные условия в США для A220, попавшие под пошлины, которая впоследствии была отозвана. Airbus связался с чиновниками, расследующими соглашение Boeing с Embraer, а президент Гийом Фори встретился с комиссаром по вопросам конкуренции в марте.

По словам представителя авиационного сектора США, встречи на высоком уровне на начальном этапе процедуры являются необычными, информация из Бразилии подтверждает, что Airbus выступал против этой сделки. Однако представитель Airbus заявил, что все утверждения, что он был против, являются необоснованными.

Информаторы в США и Бразилии говорят, что Airbus использует свое положение на рынке и предлагает привлекательные контракты для A220 в пакетах с другими самолетами и извлекает выгоду из дальнейшего затягивания сделки Boeing с Embraer. Европейцы, в свою очередь, объясняют, что успех A2209 обусловлен новыми дизайнерскими решениями и меньшей неопределенностью относительно его будущего, когда он перешел под контроль Airbus. Они отрицают, что существует связь между деятельностью антимонопольного органа и успехом A220.

Андрей Бочкарев