Пассажирский салон Citation Latitude

Полет на борту Citation Latitude – впечатления нашего корреспондента с выставки LABACE 2019

После долгого периода без каких-либо серьезных новинок Cessna Aircraft представила на рынке свой новый самолет – Citation Latitude. Производитель анонсировал самолет во время NBAA 2011 и впервые привез модель в Бразилию на Labace 2015.

деловой самолет Citation Latitude
Разработанный с нуля, Citation Latitude унаследовал самое лучшее от старшего брата Citation Sovereign

У нашего корреспондента была возможность подняться на борт нового делового самолета, который находится в средней категории между более дешевым Citation XLS + и более дорогим Sovereign +. На практике продажная стоимость Latitude близка к той, по которой продаются прежние модели Sovereign. Мы вылетаем из TAM Executive Aviation Angar 1 в аэропорту Сан-Паулу Конгоньяс.

Отличный … от других дизайн

Первое впечатление, которое мы получаем при внешнем осмотре самолета, заключается в его отличительном дизайне по сравнению с другими Citation при сохранении традиционных черт Cessna. Новая аэродинамическая форма крыла со слегка согнутыми концами отличается от традиционных винглетов, известных на рынке. В конструкции планера по-прежнему используется алюминий, и композитные материалы не применялись. Также заслуживает внимания установка треугольных законцовок на хвостовом оперении самолета. В дополнение к повышению общей эффективности, это решение также улучшает курсовую устойчивость и управление самолетом, предоставляя больше комфорта пассажиру.

Пассажирский салон Citation Latitude имеет плоский пол и предлагает несколько вариантов конфигурации

Пассажирский салон Citation Latitude
Пассажирский салон Citation Latitude

Входная дверь самолета оснащена электрическим механизмом открывания и закрывания, что означает увеличенный комфорт для пассажиров. Отсутствует подсветка ступенька и бросается в глаза особенность в отделке двери: когда она закрыта, она очень заметна изнутри.

Плоский пол заметно улучшил салон, который стал выше и шире. Больше нет туннеля (точнее канала) в середине прохода между рядами кресел. Кстати, сиденья этого самолета, хотя и прикреплены к полу, имеют функции откидывания и поворота для превращения их в кровати.

Салон имеет очень хорошо выполненную отделку. Понятно, что самолет является компромиссом между несколькими концепциями. Бросается в глаза отсутствие отдельных мониторов. Есть только один экран с движущейся картой. Если пассажиры захотят посмотреть фильм или что-то еще, им придется взять с собой и подключить свои отдельные мобильные устройства, что, с другой стороны, является тенденцией в деловой авиации. Можно использовать iPad для управления звуковой системой, принимающей потоковую передачу непосредственно на устройства из беспроводной сети  самолета. Развлекательная система Clairity с сенсорной панелью управления проста и интуитивно понятна, она позволяет подключать управлять всеми функциями, например, освещением, с любого места. Что касается салона, то по сравнению с Sovereign был достигнут значительный прогресс в дизайне унитаза, что позволило сэкономить пространство и создать большие шкафы для размещения туалетных принадлежностей.

Силовая установка

При запуске двигателей мы отчетливо чувствуем себя внутри Sovereign из-за характерного звука – ведь все двигатели такие же, как у серии PW300, с более чем 4000 произведенных агрегатов и 12 миллионами часов полета. На взлете мы можем почувствовать, что у самолета достаточно запаса мощности. Это 5 907 фунтов тяги на двигатель, которые обеспечивают взлет с очень короткой взлетно-посадочной полосой даже в тяжелых условиях жаркого климата или высокогорья.

Глядя на графики характеристик Citation Latitude, мы видим, что даже при максимальной взлетной массе в 13 971 кг самолет обладает большой универсальностью для работы на коротких дистанциях. Для демонстрации  характеристик  скороподъемности пилоты Cessna пытаются подняться прямо к запланированному крейсерскому эшелону FL320, но из-за ограничений управления воздушным движением в терминале Сан-Паулу мы должны были остановиться на FL120. Достижение этого уровня полета, на котором мы остаемся в течение длительного времени, занимает не более трех минут, пока диспетчер не выяснил цель полета, поскольку наш план подразумевает взлет и посадку в аэропорту Конгоньяс. После одобрения центром управления воздушным движением нам удалось подняться на FL320. Подъем плавный с низким внутренним шумом.

Если бы мы поднялись сразу, то гипотетически, учитывая условия ISA и максимальный взлетный вес, мы бы достигли FL430 за 26 минут, израсходовав 670 литров топлива. Подъем к 45 000-футовому эксплуатационному потолку будет достигнут за 1 ч 31 мин полета при расходе топлива 1570 л.

Оснащение кокпита

Garmin 5000 с CPDLC и синтетическим зрением имеет сенсорное управление
Garmin 5000 с CPDLC и синтетическим зрением имеет сенсорное управление

Отличное нововведение, представленное на самолете, – это установка поддержания автоматической тяги, которая является очень полезным инструментом для снижения нагрузки на экипаж. Установка этого нового оборудования стала возможна только благодаря интеграции системы FADEC для управления двигателями PW306D1 и авионикой Garmin 5000.

Пакет авионики Garmim 5000 с CPDLC и синтетическим зрением очень современен и прост в эксплуатации. Особое внимание уделяется предупреждениям о других летающих объектах, которые очень отчетливо видны на экране. Невозможно не быть замеченным или привлечь внимание. Устройства работают по технологии сенсорного экрана.

Cessna решила не использовать технологию «fly-by-wire» для управления самолетом. Элероны, руль и руль высоты управляются тросами и тягами. Для поддержания баланса управления на всех рабочих скоростях — от 0,80 Маха до чуть более 80 узлов – имеется система, регулирующая усилие, прикладываемое к элерону, чтобы оно было одинаковым на любой скорости, таким образом пилотам не приходиться варьировать силу, прикладываемую к органам управления на разных этапах полета, но в то же время имеется обратная связь.

Благодаря двигателям PW 306D Latitude может работать на коротких ВПП

По понятным причинам мы не проверяли каждую возможную характеристику полета бизнес-джета, но, согласно опубликованному руководству по эксплуатации Cessna, для максимальной взлетной массы ожидаемая «максимальная крейсерская скорость» на потолке FL43 – это 371 узлов и расход топлива 807 литров в час. Пролетев почти 40 минут, мы вернулись в аэропорт Сан-Паулу-Конгоньяс через Араракуару, чтобы сделать посадку Кампинас-1А на ВПП 35L.

Посадка получилась с небольшим пробегом по взлетно-посадочной полосе даже без необходимости включить реверс. Чтобы замедлить ход мы используем колесный тормоз, плюс аэродинамические тормоза – их по пять пластин на крыло. Посадочные характеристики, когда самолет уже весит примерно 8636 кг с близким к минимальному пределу запаса топлива, позволяют заходить на посадку с невероятно низкой скоростью в 90 узлов. Хорошие тормозные характеристики в сочетании с низкой скоростью посадки делают использование полосы минимальным. Время покажет, как рынок примет эту новую модель.

Похоже, что мы сталкиваемся с многообещающим самолетом, учитывая, что Cessna смогла применить в программе Latitude самые новые концепции, из разработанных до настоящего времени, что позволило получить большое соотношение затрат и выгод с точки зрения приобретения, эксплуатации и производительности.

Характеристики

Вместимость:  9 пассажиров + 2 члена экипажа;

Высота салона: 1,83 метра – 6,00 футов;

Ширина салона: 1,96 метра – 6,43 фута;

Длина салона: 6,63 метра – 21,75 фута;

Внешняя длина: 18,97 метра – 62,24 фута;

Размах крыльев:  22,05 метра – 72,34 фута;

Объем багажа: 3,6 м3 – 127 куб.фут;

Максимальный взлетный вес: 13 971 кг – 30 800 фунтов;

Макс. полезная нагрузка: 1,258 кг – 2773 фунтов;

Емкость топливного бака: 1700 галлонов – 6 435 литров;

Дальность полета: 2700 морских миль (5000 километров);

Минимальная взлетная дистанция: 1091 метр – 3579,35 футов;

Минимальная посадочная дистанция:  756 метров – 2 480 280 футов.

Стоимость – 16,75 млн долларов США (FOB).

Андрей Бочкарев