После закрытия программы A380 концерну Airbus придется вернуть кредит Германии

Власти Германии признали, что продолжаются переговоры с Airbus о 600 млн евро не выплаченных консорциумом кредитов, предоставленных ему для разработки программы A380. Последний по величине пассажирский самолет в мире появится у получателя в 2021 году. Пресс-секретарь Министерства экономики Германии подтвердила ценность просроченных кредитов, о которых впервые сообщила немецкая газета Funke Mediengruppe, но доюбавила, что пока рано обсуждать, как решить проблему. «Мы анализируем последствия и обсуждаем проблему с компанией», – сказала она.

Хлопоты для Airbus

В прошлом месяце Airbus объявил, что всего через 12 лет после начала производства A380  определена дата окончания программы. В связи с этим представители компании заявляют, что больше не нужно выплачивать просроченные государственные займы, поскольку власти Франции, Германии, Великобритании и Испании согласились принять на себя часть инвестиционного риска по программе стоимостью около15 миллиардов евро. Львиная доля кредитов концерну из Тулузы была предоставлена ​​французскими и немецкими властями, что является следствием участия промышленности этих стран в проектировании и строительстве A380.

В прошлом году Всемирная торговая организация постановила, что кредиты, предоставленные европейскому производителю в размере 22 миллиардов долларов США, были незаконной поддержкой для реализации проектов самолетов A380 и A350. Это должно было ослабить крупнейшего конкурента Boeing.

В то же время ВТО не приняла во внимание жалобы американцев, которые утверждали, что субсидии являются экспортными. Они особенно пресекаются  международной организацией, объединяющей подавляющее большинство стран мира.

В течение многих лет Airbus и Boeing обвиняли друг друга в том, что конкурент выигрывает от незаконной поддержки, оказываемой со стороны  ЕС или США. Берлин в 2002 году предоставил Airbus 942 миллиона евро для разработки A380, из которых, согласно Funke Mediengruppe, только треть была возвращена.

У Boeing тоже есть уши?

Как сообщает инсайдерский источник портала aviav.ru, представители Airbus заявляют, что в связи со  снятием A380 с производства не возникает вопроса о возврате кредита, и поэтому предмета возможных последствий не существует. Американцы придерживаются другого мнения, считая, что правительственные субсидии своим конкурентам приносили убытки Boeing. Это дает Вашингтону возможность нанести ответный удар. Это произойдет в любом случае, это соответствует правилам ВТО. Вопрос сейчас в том, какого масштаба они допустят во Всемирной торговой организации.

Airbus в свою очередь обвиняет Boeing в том, что тот же получает помощь от штата и от  федеральных властей в разработке воздушных судов для гражданской авиации. От последнего он также получает деньги на программы военного авиастроения. К этому можно добавить  НАСА, которое поддерживает Boeing в его космических программах.  По оценкам европейцев, невозмещаемые субсидии, полученные американским производителем, составляют 20 миллиардов долларов США, что могло принести 100 миллиардов долларов убытков в мировой торговле.

Как указывают аналитики портала aviav.ru, ни одна из сторон не жалуется на крупного члена ВТО, Китай,  который поддерживает строительство своего узкофюзеляжного самолета Comac C919. Скорее всего, также в обход правил ВТО. Никто, однако, не хочет портить отношения с Поднебесной, которая  вскоре станет крупнейшим авиационным рынком в мире. Еще одного члена ВТО, Россию, которая попыталась за счет государственных средств выйти на рынок гражданских воздушных судов все три крупнейших игрока просто игнорируют, видимо сознавая тщетность этих потуг в условиях санкций.

Андрей Бочкарев