Последний рейс Airbus A380-800 авиакомпании China Southern Airlines

Двухэтажный авиалайнер Airbus A380-800 компании China Southern Airlines в минувшее воскресенье совершл свой прощальный рейс. Последняя ротация прошла из Кантона в Лос-Анджелес. Обратный путь в Китай зайнял целых 15 часов 20 минут. Перед этим, в пятницу, Airbus A380 перевозчика из Гуанчжоу совершил последний рейс в Европу и обратно. Super Jumbo в ливрее китайской авиакомпании тогда прибыл в Амстердам. Авиакомпания из Кантона использовала в общей сложности пять самолетов A380.

Airbus A380-800 авиакомпании China Southern Airlines
Airbus A380-800 авиакомпании China Southern Airlines

Хотя китайский перевозчик был единственной авиакомпанией в мире, которая эксплуатировала A380-800 на регулярных рейсах во время пандемии COVID-19, в настоящее время она находится на завершающей стадии вывода самолетов этой модели из своего парка. Перевозчик использовал самолеты со следующими регистрационными номерами: В-6136 (ныне N291JM), В-6137 (ныне N296JM), В-6138 (последний полет состоялся в октябре), В-6139 и В-6140.

Китайская авиакомпания уже отправила свои первые два самолета (B-6136 и B-6137) на долгосрочную стоянку в пустыне Мохаве в США для последующей разборки на запасные части и сувениры. Процесс демонтажа запланирован на начало следующего года. Три оставшихся самолета еще не покинули Китай, хотя один с середины октября стоит на перроне в аэропорту Гуанчжоу.

По данным нашего источника, China Southern планировала в ноябре выполнить на A380 две ротации. Пока никаких корректировок в линии не вносил. Учитывая, что авиакомпания выводит из эксплуатации весь свой парк четырехдвигательных самолетов, можно предположить, что это конец службы Super Jumbo в ее флоте.

4 ноября A380-800 авиакомпании China Southern выполнял рейсы в Амстердам-Схипхол и обратно. Самолет из Гуанчжоу вылетел в 00:05 по местному времени и приземлился в аэропорту столицы Нидерландов в 5:20, т.е. через 12 часов 15 минут полета. После семи часов и 30 минут стоянки, а В 11:50 самолет вылетел на обратный рейс в Гуанчжоу. Прибытие в порт Байюнь состоялось в субботу в 5:50.

Авиакомпания запланировала выполнить на самом большом пассажирском самолете в мире с субботы по воскресенье два последних рейса. Airbus A380-800 выполнил рейсы по маршруту Кантон — Лос-Анджелес — Кантон. В субботу рейс в Америку стартовал в 21:30 по местному времени. Посадка в “городе ангелов” состоялась на пересечение линии перемены дат в тот же день в 19:10. Время полета между кантонским портом и Калифорнией заняло 12 часов 40 минут.

Обратный рейс начался в воскресенье, 6 ноября. Самолет вылетел из Лос-Анджелеса в 22:20 по местному времени. Прибытие в китайский Гуанчжоу в Южном Китае состоялось через два дня, в 5:40 утра по местному времени. Обратный путь занял целых 15 часов 20 минут. China Southern, следуя текущей тенденции авиационной отрасли, снимает с эксплуатации самолеты Airbus A380. Еще до пандемии COVID-19 многие авиакомпании хотели отказаться от двухэтажных самолетов с четырьмя двигателями в пользу более экономичных двухмоторных самолетов. Пандемия ускорила решение многих авиакомпаний отказаться от A380.

Однако есть один фактор, который отличает перевозчика из южного Китая. В разгар первой волны COVID-19 почти все аэробусы A380 по всему миру были остановлены и припаркованы на перронах аэропортов для длительной стоянки. China Southern никогда не прекращала полеты на этом самолете. Авиакомпания использовала вместительный А380 для перевозки дополнительных объемов ценных грузов медицинского назначения в пассажирском салоне.

Коронавирус убил A380

Создание очень большого двухэтажного самолета было мечтой нескольких производителей в отрасли. Частично их воплотил только Airbus, подарив авиации машину А380-800. реализация мечты оказалась под силу только технически, а не финансово, как показывают события 2019 года, а коронавирус лишь добил коммерческую ценность этого самолета для многих авиакомпаний. Есть несколько факторов, которые привели к провалу программы A380, которые мы неоднократно рассматривали на страницах нашего портала.

Ровно 243 самолета A380 сошли с конвейера окончательной сборки с тех пор, как Super Jumbo был впервые доставлен в Singapore Airlines в 2007 году. Крупнейшим пользователем А380 является компания Emirates, у которой 118 таких машин, за ней следуют Singapore Airlines (24), Lufthansa (14), British Airways (12), Qantas (12), Air France (10), Etihad (10), Korean Air (10), Qatar Airways (10), Asiana (6), Malaysian (6), Thai Airways (6), China Southern (5) и ANA (3).

Безусловно, время появления А380 не способствовало покупке самолета стоимостью почти полмиллиарда долларов США. Когда в 2007 году реактивный самолет наконец вышел на рынок, на его окупаемости сказался глобальный финансовый кризис, разразившийся в 2008 и 2009 годах. Цена на сырую нефть подскочила на десятки процентов и продажи А380 значительно замедлились.

В начале своей авиационной “карьеры” А380 не имел возможности летать во многие аэропорты. Его обслуживали только в чуть более десятка или около того портов мира, которым пришлось вложиться в специальные двухэтажные рукава, а также выделить для этого гиганта большие парковочные места.

Некоторые из них построили специальные терминалы, подготовленные только для A380. Поэтому неудивительно, что теперь руководители авиакомпаний и аэропортов ищут гарантии того, что Airbus будет обслуживать и поддерживать операторов A380 запасными частями в течение многих лет. Многие авиакомпании и аэропорты инвестировали в A380 как в свой флагманский самолет, так что теперь он им нужено подтверждение того, что они не останутся с инфраструктурой, которой никто не будет пользоваться. Вот почему Airbus пообещал на своей последней ежегодной конференции, что будет поддерживать всех перевозчиков, использующих A380, до тех пор, пока последний не будет отозван.

Несбывшиеся мечты об A380neo и A380plus

Стоит добавить, что некоторое время также ходили разговоры о возможности производства A380neo (с новым вариантом двигателя), но этого так и не произошло. Хотя это решение было принято европейской компанией для других моделей A320neo или A330neo. Представители Airbus подчеркнули, что A380neo будет построен только в том случае, если на то будут серьезный клммерческий запрос, поскольку новые двигатели должны быть гораздо более эффективными. Самолет просто должен был бы приносить прибыль не только в долгосрочной, но и в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

До сих пор Emirates была единственным перевозчиком, который обратился к Airbus за версией с новыми двигателями. Однако эту инициативу не поддержал ни один другой пользователь Super Jumbo. В то же время производители двигателей, которые пообещали Airbus десятилетие беспрецедентной производительности с новыми двигателями для Super Jumbo, разработали еще больше новых двигателей для двухмоторных самолетов нового поколения, напрямую конкурирующих с A380.

Программа A380plus, анонсированная на Парижском авиасалоне 2017 года, была менее радикальны шагом, чем обновление до “neo” варианта с новыми двигателями и значительными изменениями конструкции, постулируемое некоторыми потенциальными клиентами Airbus. Airbus же был уверен, что версия “plus”, в т.ч. благодаря примерно 13 процентам более низкой удельной стоимости найдет больше покупателей, чем текущий вариант.

Наиболее заметным изменением в A380plus стали бы более крупные винглеты, которые представляют собой изогнутые законцовки крыла, повышающие аэродинамическую эффективность и, таким образом, снижающие расход топлива. В модернизированном Super Jumbo они должны были иметь высоту 4,7 м, в том числе 3,5 м над крылом и 1,2 м внизу. В общей сложности это почти на 3 м больше, чем у используемых в настоящее время законцовок. Вместе с другими изменениями формы крыла новые винглеты должны были снизить расход топлива на 4 процента чем текущая модель A380.

Салон A380plus должен был быть оптимизирован с точки зрения технического обслуживания и вместимости. Airbus представил эти изменения уже в апреле — они позволят увеличить максимальное количество мест еще на 80 за счет использования более узкой лестницы в задней части салона, переноса передней лестницы и увеличения количества мест в ряду до 11 в эконом-классе и девяти в премиум-экономе. Максимальный взлетный вес самолета (MTOW) должен был быть увеличен на 3 тонны до 578 тонн, что могло бы сохранить текущую дальность полета, несмотря на увеличение количества пассажиров. В качестве альтернативы перевозчики могли сохранить текущее количество мест, но увеличить дальность полета самолета на 300 морских миль.

Больше причин о крахе о SuperJumbo в нашей статье “A380: несбывшаяся мечта Airbus“.

Андрей Бочкарев