Самолет Alitalia в аэропорту Мальпенса

Последний рейс Alitalia. Итальянцы прощаются с национальным перевозчиком

Вчера вечером Alitalia совершила свой последний рейс, прежде чем передать эстафету новой национальной авиакомпании Италии Italia Trasporto Aereo (ITA), которая начнет работу в 15 октября.

Последний полет самолета Alitalia, рейс из Рима в Кальяри, завершил красочную 74-летнюю историю взаимоотношений между государством и проблемным авиаперевозчиком. Это печальный и горький день для сотрудников Alitalia, большинство из которых не будут повторно приняты на работу в ITA, когда она начнет деятельность.

Последний день Alitalia также является эмоциональным для многих итальянцев, для которых пришедшая в упадок авиакомпания с ее культовым логотипом и буквой «A» на вертикальном стабилизаторе была символом национальной гордости.

История авиакомпании началась 16 сентября 1946 года, через год после Второй мировой войны, когда Alitalia была основана как Aerolinee Italiane Internazionali, финансируемая итальянским правительством и British European Airways (BEA) в рамках договоренности 60/40. Итальянские авиалинии начали свою деятельность 5 мая 1947 года, с открытия рейсов из Турина в Катанию и Рим. Вскоре Alitalia расширила свою деятельность на европейские страны, а в 1948 году открыла первые межконтинентальные рейсы по маршруту Милан – Южная Америка.

31 октября 1957 года компания Alitalia объединилась с Linee Aeree Italiane и была переименована в Alitalia – Linee Aeree Italiane. Тем не менее она оставалась известен своим популярным названием, которое представляет собой сочетание итальянских слов, обозначающих крылья и Италию («али» и «Италия»).

В результате Alitalia была готова к Олимпийским играм 1960 года в Риме и к недавно открывшемуся аэропорту Фьюмичино, где располагалась ее база. В 1960 году Alitalia перевезла один миллион пассажиров и стала первой европейской авиакомпанией, полностью вступившей в эру реактивных самолетов.

Boeing 777200ER Alitalia для рейсов в США
Boeing 777200ER Alitalia для рейсов в США

Alitalia носила зеленую, белую и красную ливрею, разработанную Джорджо Армани, и была первой авиакомпанией в мире, которая перевезла Папу на папском самолете, известном как борт Shepherd One («пастух»).

Начав с 10000 пассажиров в 1947 году, в конце 1990-х годов Alitalia перевозила 25 миллионов пассажиров в год. У государственного перевозчика были проблемы с прибыльностью в течение многих лет, но правительство всегда приходило на помощь. Финансовая поддержка была прекращена в 2006 году, когда ЕС запретил эту практику, в результате чего авиакомпания оказалась в затруднительном положении. Она продолжала получать финансирование от итальянского правительства в виде чрезвычайных ссуд, что противоречило правилам ЕС. Последним гвоздем в крышку гроба стала пандемия коронавируса и строгие карантинные меры в Италии.

Alitalia прекратила продажу билетов 25 августа 2021 года в ожидании запуска Italia Trasporto Aereo (ITA) 15 октября.

Эпоха после Alitalia

ITA, полностью принадлежащая итальянскому правительству, начнет работать с парком из 52 самолетов, а к концу 2025 года их число увеличится до 105. Новый флагманский авиаперевозчик унаследует только часть слотов Alitalia, получив 85 процентов от принадлежавших Alitalia в аэропорту Милана Линате и 43 процента – в римском Фьюмичино.

Что касается 11 тыс. сотрудников Alitalia, в этом году в авиационном подразделении ITA будет работать 2800 человек, а в 2025 году это число может увеличиться до 5750, если компания выиграет тендер на наземные и сервисные услуги Alitalia.

После запуска ITA первоначально будет обслуживать 44 маршрута, а к 2025 году это число увеличится до 74. Авиакомпания также недавно приняла решение использовать парк самолетов семейства Airbus A220, A320neo, A330neo и A350.

Андрей Бочкарев