Поступления в бюджет Белоруси за обслуживание воздушного движения резко сокращаются

У авиакомпании “Белавиа” остается все меньше и меньше возможностей для реализации рейсов внутри Европы. После запретов Великобритании, Франции и Литвы Украина также не допустит самолеты национального перевозчика из Беларуси в свое воздушное пространство. “Белавиа” в массовом порядке отменяет полеты и сокращает персонал.

737 MAX 8 авиакомпании "Белавиа"
737 MAX 8 авиакомпании “Белавиа”

Вчера вечером Европейский совет осудил события, произошедшие в воскресенье в Минске, и потребовал освободить Рамана Протасевича, задержанного спецслужбами режима Лукашенко. Лидеры ЕС также решили ввести санкции, в том числе запрет на полеты из Беларуси в ЕС и посадку в его аэропортах. Государства-члены также призвали обходить воздушное пространство Беларуси и прекратить полеты в эту страну. Компания Ryanair, самолет которой был вынужден приземлиться в Минске, заявила во вторник в кратком опубликованном коммюнике, что будет следовать рекомендациям политиков из Брюсселя. Это означает конец полетов над Беларусью.

Вскоре после объявления лоукостера с Зеленого острова украинское правительство запретило все виды полетов в воздушном пространстве своего северного соседа. События в Беларуси стали международным прецедентом. “Нашим приоритетом является безопасность пассажиров и авиации, а также быстрая организация всех мероприятий в строгом соответствии с международным и национальным законодательством”, — сказал Александр Кубраков, Министр инфраструктуры Украины.

“Со своей стороны мы готовы оказать максимальную поддержку государственным и частным перевозчикам в процессе реорганизации маршрутов в нашем воздушном пространстве”, — заявил по этому поводу Кубраков.

Национальный перевозчик Польши также прекращает полеты в Минск. Все рейсы LOT Polish Airlines будут осуществляться в обход воздушного пространства Беларуси. Самолеты, направляющиеся в Москву, будут направляться по северному маршруту через Прибалтику. Заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблоньский подчеркнул, что Беларусь злоупотребила Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации, в частности статью 3b, которая разрешает посадку гражданского самолета, если есть достоверные свидетельства того, что он используется в нарушение Конвенции или что имел место факт угрозы безопасности. Дело будет расследовано в ИКАО.

Введение санкций против Белоруси не только затронет авиационную отрасль страны, но и болезненно ударит по государственному ее бюджету. За обслуживание воздушных судов Белорусь взимала оплату с операторов в размере около 35 евро за 100 км. Удобное расположение на перекрестке воздушных трасс обеспечивало немалые поступления в казну.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM