Президент-популист поставил авиационную отрасль Индонезии в трудное положение

Авиакомпании, принадлежащие  Garuda Group, снизят цены на авиабилеты на внутренних рейсах на 20 процентов после того, как  об этом попросил переизбираемый президент Индонезии. Эксперты считают, что такое решение повредит финансовому состоянию группы. Для жителей Индонезии, страны, которая состоит из множества островов и высоких горных вершин, авиатранспорт – единственно доступный способ путешествовать по стране, поэтому цена авиабилетов, напрямую влияющая на бюджеты домохозяйств, может стать социальной проблемой. В кампании перед президентскими выборами в апреле часто поднимался вопрос о повышении цен на авиаперевозки, что побудило претендента на переизбрание Джоко Видодо, нынешнего президента страны, попросить группу Garuda снизить цену на авиабилеты. Группа, куда входят авиакомпании Garuda и Citilink,  перевозящие половину пассажиров по внутренним маршрутам, и доля государства в которой  составляет  61 процент акций, в соответствие  с требованиями президента, объявила о 20 процентном снижение цен на билеты.

Скидка хороша для карманов пассажиров, но не для бюджета перевозчика

Аналитики банковского сектора,  считают, что ожидание индонезийцами снижения внутренних цен на билеты может оказаться фатальным для финансового состояния авиакомпаний, поскольку они в значительной степени игнорируют реальность, в которой должны действовать авиаперевозчики. С конца 2017 года Garuda и Citilink борются с увеличением удельных издержек CASK (стоимость на один пассажиро-километр), чей рост значительно ускорился в 2018 году параллельно с ростом цен на топливо. До ноября 2018 года рост доходности (процентное соотношение суммы привлеченных денег к сумме вложенных денег) был медленнее, чем рост CASK (только в ноябре 2018 года темпы роста доходности опережали темпы роста CASK). В целом, Garuda, несмотря на значительное увеличение перевозок, боролась с еще более быстрым увеличением затрат на CASK. Эти цифры улучшились в декабре, когда рост доходности опережал рост CASK, но на данный момент неясно, не является ли это разовым эффектом снижения цен на топливо в популярном декабрьском туристическом сезоне, на который пассажиры покупали билеты в предыдущие месяцы.

Обещанный способ стимулирования спроса

Под  интернет-петицией, запущенной в январе и  требующей снижения цен на авиабилеты, было собрано несколько сотен тысяч подписей. Однако, требуя от Garuda Group  снижения цен на авиабилеты, президент Видодо сослался не на общественное мнение, а на то, что это снижение повлияет на восстановление спроса на внутреннем рынке и усилит туристический и гостиничный сектор страны. Аргументы президента были повторены в заявлении перевозчика.

«Это сокращение соответствует ожиданиям индонезийцев, многочисленных деловых ассоциаций и пожеланиям президента Индонезии, который хочет, чтобы расширение воздушного сообщения стимулировало экономический рост, особенно в секторе туризма, – сказал Ари Асхара, президент Garuda Indonesia.

Как отмечают эксперты, увеличение количества пассажиров может быть затруднено. На данный момент средний коэффициент заполнения самолетов (LF) авиакомпаний Citilink составляет более 90 проц. У авиакомпании Garuda Indonesia на внутренних маршрутах LF  достигает уровня 70-80 процентов, в основном за счет меньшего заполнения на менее популярных воздушных маршрутах.

На данный момент цены на авиабилеты в Индонезии на внутренних маршрутах административно регулируются правительством, которое в зависимости от типа перевозчика устанавливает минимальный и максимальный ценовой диапазон.

Андрей Бочкарев