Новая авионика для старой Cessna A185F Skywagon

Приборы для контроля параметров самолета

Приборы для контроля параметров самолета (приборы контроля работы двигателя) предназначены для контроля двигателя и всех движущихся частей самолета.

Приборы для контроля параметров самолета
Приборная панель современного авиалайнера

Безопасность полета, в большей мере, зависит от надежности двигателей. Поэтому чаще всего используют несколько двигательных установок, для того чтобы при выходе из строя одной из них, была возможность и далее продолжать безопасный полет. Это естественно ведет к росту количества датчиков, так что во многих случаях устройства, следящие за работой двигателя, объединяются на специальном пульте приборов и контролируются бортинженером. К приборам для контроля параметров самолета относятся счетчики числа оборотов, термометры смазочного средства, охлаждающей жидкости и реактивной струи, указатели запаса и расхода топлива и др.

Счетчики числа оборотов могут конструироваться как счетчики с непосредственным отсчетом показаний, так и дистанционные счетчики оборотов. В их самой простой механической форме есть измерители центробежного типа, у которых индикатор напрямую приводится  посредством упругого вала. Устройства для дистанционного отсчета оборотов, в большинстве случаев, состоят из датчика переменного тока на двигателе и индикатора в кабине экипажа. Иногда также применяются индукционные счетчики оборотов, но они создают помехи для магнитных компасов и поэтому должны монтироваться на большом расстоянии от них.

Указатели запаса и расхода топлива. Для пилота очень важно, иметь полную информацию о соответствующем запасе топлива, которая позволяет ему определить возможную максимальную дальность полета. Старые самолеты чаще всего оборудовались поплавковым указателем запаса топлива, который, в зависимости от случая, даже устанавливался как непосредственный индикатор над топливным баком – например, у крыльевого топливного бака – и считывался пилотом со своего места. Показания этих приборов зависимы от места их расположения и вряд ли могли использоваться для индикации содержания топлива всех топливных баков на панели с приборами кабины экипажа.

Возникла необходимость в применении электрических систем, у которых установленный на топливном баке датчик состоит из поплавка и потенциометра. Поплавки могут быть вращающимися или маятниковыми. Индикаторные устройства управляются потенциометрами. Также благодаря дополнительным контактам они могут взять на себя функции указателя наличия топлива в баке. На современных самолетах используются элекэлектрическое  измерение запаса на емкостном основании. Этот способ имеет существенное преимущество в том, что измерение больше не ограничивается определенной отметкой в топливном баке. В него встраиваются несколько расположенных друг к другу труб, причем их емкость меняется в зависимости от степени использования и с помощью простого усилителя выводится на стрелочный индикатор.

Но только одного измерения запаса теперь уже не достаточно, прежде всего, на турбинных двигателях, потребляющих большое количество топлива. Поэтому необходимы специальные расходомеры, которые измеряют в топливном трубопроводе потребляемое количество топлива каждым двигателем (т.н. индикатор мгновенного расхода топлива). Эти измерительные приборы, благодаря счетному механизму, позволяют в любое время считывать данные относительно остатка топлива в баке. Интересными в последнее время представляются некоторые разработанные автономные измерители, которые показывают или оставшееся время полета или оставшуюся его максимальную дальность. Основанием для произведения автономных расчетов служат соответствующее потребление топлива и режим эксплуатации двигателей.