Сегодняшнее положение на поприще разработок авиационной техники не позволяет человеку охватить своим умом быстроменяющиеся ситуации и принимать соответствующие меры. Безусловно, для этого ему, должны быть предоставлены в распоряжение подходящие вспомогательные устройства, которые предназначены не только для помощи людям, но даже во многих случаях вообще делают возможным совершение полета.
Под понятием оборудование следует подразумевать все устройства, которые представляются на борту самолета средствами помощи, и к которым также следует относить аварийное оборудование, оборудование для оказания первой помощи, но никак не бортовые запасы и запасные части. В основном речь идет об измерительных или соответственно регистрирующих устройствах для контроля машинного оборудования, безопасного соблюдения программы полета, навигации и полета в сложных погодных условиях, включая посадку в сложных метеоусловиях.
Изначально эти устройства были взяты из других отраслей. В процессе дальнейших разработок, этих приборов общего назначения уже было не достаточно. Растущие требования к специальной аппаратуре вскоре привели к собственному изготовлению авиационных приборов.
Объем бортового оборудования, несмотря на все стремления к упрощению, на современных пассажирских самолетах чрезвычайно вырос. В области контроля работы двигателя, наряду с принятыми счетчиками оборотов и указателями давления наддува, применяются многочисленные дополнительные приборы и индикаторы, которые дают информацию о потреблении топлива и его запасе, запасе масла и его температурах и т.д.
Также, тем временем, многочисленные дополнительные устройства, которые, прежде всего, относятся к навигации и контролю передвижения самолета в воздушном пространстве получили классические устройства контроля параметров полета. Радио- и навигационные устройства самых разнообразных типов и принципов действий, приборы автономной системы управления, навигационные приборы, измерительные гироскопы, радиокомпасы, радиовысотомеры, гироскопические горизонты, указатели вертикальной скорости, автоматические радиопеленгаторы, бортовые компьютеры, бортовые радиолокаторы и многочисленные другие предметы оборудования уже стали нечто само собой разумеющимся, несмотря на возросший в огромном количестве парк приборов для контроля гидравлических систем, устройств для заправки топливом под давлением и климатических установок, противообледенительных и прочих устройств.
Бортовые переговорные устройства и радиотелефоны охватывают различные приемники, передатчики, бортовые громкоговорители, бортовые телефоны, автоматические телефонные установки и т.д. Многочисленные другие устройства, такие как общее электрооборудование, приборы управления и контрольные показания для заслонок, шасси и многих других устройств заполняют каждый уголок кабины экипажа. Сюда также относятся оборудование для пожаротушения, спасательное и аварийное оборудование. Таким образом, получается чрезвычайно сложная система внутреннего оборудования.
Работы по усовершенствованию самолетного оборудования ведут к радикальному упрощению всего процесса поведения, управления и навигации, где простые автоматические устройства выполняют большую часть всех функций.
В общем, самолетное оборудование можно разделить на пять групп: бортовая измерительная аппаратура, электрооборудование, радиооборудование, системы автономного управления и устройства для обеспечения безопасности и спасения в аварийных ситуациях. Иногда к этим пяти группам добавляют еще одну – специальное оборудование, которое может отличаться, в зависимости от целевого назначения самолета.