Проблемы с MAX отразились на финансовых результатах Southwest

Бюджетный американский перевозчик сообщил о своих финансовых результатах за четвертый квартал прошлого года и весь 2019 год. Они явно хуже, чем данные за 2018 год. Причиной потерь является приостановка эксплуатации 737 MAX. Именно эта машина должна была стать движущей силой роста, однако для Southwest в отличие от American Airlines, United Airlines и Delta Air Lines — ее крупнейших конкурентов, в последние двенадцать месяцев стала тормозом развития.
Чистая прибыль Southwest упала с 2,4 млрд долларов в 2018 году до 2,3 млрд долларов в прошлом году. Перевозчик сообщает, что в четвертом квартале 2019 года чистая прибыль составила 514 миллионов долларов США, что на 21 процент меньше по сравнению с 654 миллионами долларов за аналогичный период прошлого года.

MAX-имальный риск

Тем не менее, годовой доход вырос на 2,1 процента и составил 22,4 миллиарда долларов. Двенадцатью месяцами ранее это было 21,9 миллиарда долларов США. Такое положение дел объясняется увеличением доходов, связанных с транспортом. Келли поблагодарил своих сотрудников за то, что они проделали «действительно отличную» работу в 2019 году, несмотря на заземление MAX.

«Мы работаем во времена крайней неопределенности. Заземление наших 75 самолетов, то есть 10 процентов флота — это кризисная задача, стоящая перед всей нашей командой», — говорит Гари Келли, генеральный директор Southwest.

Southwest столкнулся с сокращением пропускной способности, отложенным ростом и задержкой вывода старых самолетов. Авиакомпания реализует несколько тактических идей. Задача номер один для нее — это прежде всего план по выводу из эксплуатации Boing 737-700. По словам Гари Келли, перевозчик откладывает списание тех машин, у которых еще есть экономически потенциал.

Вся ситуация напоминает проблемы европейского магната. Ryanair также сконцентрировалась на MAX как на машинах, которые предназначены для обеспечения более низкого расхода топлива и оставляют больше денег в бюджете компании. Теперь ирландцы думают о тех же проблемах, что и Southwest Airlines. Это привело к тому, что авиакомпания начала переговоры с Airbus о покупке техники у этого производителя.

Эти примеры показывают, что бизнес-модель лоукостеров также имеет свои недостатки. Она позволяет быстро расти и получать прибыль, полученную даже благодаря тому факту, что однородный парк требует значительно меньших инвестиций, чем парк традиционных авиакомпаний, где имеется много моделей, часто от разных производителей. Однако, когда машина, которой они доверяли, оказывается с дефектом конструкции, как это произошло в случае с MAX, у них возникают проблемы.

Огромные убытки

Southwest Airlines является крупнейшим оператором MAX. У него имеется до 34 самолетов Boeing. Приостановка их эксплуатации стала причиной того, что годовая операционная прибыль перевозчика в 2019 году упала на 28 процентов, то есть на 828 миллионов долларов по сравнению с тем, чего должна была добиться авиакомпания, если MAX работал и зарабатывал. Кроме того, нелетающие самолеты, которые в настоящее время хранятся в Викторвилле, штат Калифорния, создают дополнительные расходы, и операционный директор американского лоукостера Майк Ван де Вен отмечает, что им необходимо пройти техническое обслуживание, прежде чем вернуться к эксплуатации. В свою очередь, 27 собранных MAX в цветах Southwest Airlines стоят на парковке производителя. Этим машинам еще предстоит пройти весь процесс приемки. Это может затянуться.

В дополнении ко всем проблемам, вышла рекомендация Boeing, по которой для возобновления полетов на сертифицированных MAX, пилоты должны будут пройти обучение на тренажерах. Southwest в настоящее время имеет три. Следующие шесть должны появиться у перевозчика к концу этого года, три из которых летом. Тем не менее, это займет не менее нескольких месяцев, чтобы обучить всех пилотов.

Все это заставляет задуматься, какую сумму компания потребует от Boeing. Известно, что бывший лидер рынка продаж самолетов ищет деньги, в том числе для удовлетворения компенсаций клиентов. Авиакомпания уже получила деньги в прошлом году. Сумма компенсации не разглашается. Однако открытый текст Southwest сообщает, что деньги были предназначены для выплат за прошлый год, а на этот потребуются другие суммы.

Андрей Бочкарев