Агентство по авиационной безопасности Европейского союза (EASA) опубликовало проект предлагаемой директивы по летной годности (PAD) для Boeing 737 MAX. Это сигнал о намерении одобрить возвращение 737 MAX к воздушным операциям в европейском воздушном пространстве в ближайшие недели. Проект будет вынесен на общественное обсуждение.• Проект Директивы по летной годности (PAD)
Эксплуатация самолетов Boeing 737 MAX была приостановлена EASA 12 марта 2019 года после двух аварий с участием 346 человек. Интенсивная работа 20 экспертов EASA за последние 20 месяцев убедила агентство в том, что самолеты Boeing 737 MAX безопасны и могут вернуться к полетам. 20 ноября 2020 года Федеральное управление гражданской авиации США (FAA), инспектирующее самолеты Boeing, опубликовало окончательное одобрение модифицированного 737 MAX в Федеральном реестре.
“EASA с самого начала ясно дало понять, что будет проводить собственную объективную и независимую оценку 737 MAX, тесно сотрудничая с FAA и Boeing, чтобы гарантировать, что эти трагические происшествия, затрагивающие так много людей, больше не повторятся”, – сказал Патрик Кай, исполнительный директор EASA.
“Я уверен, что мы не упустили ни одного аспекта в нашей оценке этого самолета”, – добавил он. “Каждый раз, когда мы думали, что проблема решена, мы искали еще глубже и задавали больше вопросов. В результате этой процедуры мы провели глубокий и всесторонний анализ того, как этот самолет летает и как он пилотируется. Это вселило в нас уверенность в том, что теперь самолет может безопасно вернуться к полетам с пассажирами”.
“Мы приближаемся к тому, чтобы снова выпустить B737 MAX на рейсы. Это хорошая новость для авиакомпаний и пассажиров. Нет сомнений в том, что B737 MAX был подвергнут чрезвычайно длительной и тщательной оценке независимыми авиационными властями, в том числе FAA, EASA, Transport Canada. Проведенные модификации и испытания позволяют обеспечить безопасную эксплуатацию самолета. Перед окончательным одобрением самолета B737 MAX для полетов с пассажирами мы входим в заключительный этап оценки безопасности в техническом и эксплуатационном плане в соответствии с требованиями, подготовленными EASA”, – сказал представитель Управления гражданской авиации одной из Европейских стран.
Расследование обоих происшествий показало, что основной причиной каждого из них была функция системы увеличения маневренных характеристик (MCAS), которая была разработана для облегчения маневрирования самолета. Однако MCAS, управляемая только одним датчиком угла атаки (датчик AoA), постоянно срабатывала, как будто датчик неисправен, многократно опуская нос самолета вниз и в конечном итоге нарушая управление самолетом. Это стало причиной обоих несчастных трагических аварий.
“Анализ EASA 737 MAX начался с MCAS, но пошел гораздо дальше”, – сказал Кай. “Мы довольно рано приняли решение протестировать всю систему управления полетом и постепенно расширили нашу оценку, чтобы охватить все аспекты, которые могут повлиять на ее работу. Это привело, например, к более тщательной проверке кабельной разводки, что, в свою очередь, привело к изменениям, которые теперь являются обязательным в проекте Директивы по летной годности. Кроме того, мы проверили самолет на предельных режимах во время тестовых полетов, оценили его поведение в непредвиденных ситуациях и смогли подтвердить, что он стабилен”.
Еще одним исследованным элементом был человеческий фактор. EASA сосредоточилось на процедурах и обучении, необходимых для правильного считывания индикаторов полета и правильной реакции пилотов. Основная проблема оригинальной MCAS заключалась в том, что многие пилоты даже не знали о ее существовании. В аварийной системе не было сигнальной лампы, предупреждающей пилотов о неисправности датчика AoA, что делало практически невозможным обнаружение источника проблемы.
Поэтому EASA предлагает, чтобы изменения конструкции самолета, которые потребуются Директивой о летной годности, сопровождались обязательной программой обучения пилотов, включая обучение на симуляторе полета, чтобы пилоты ознакомились с аспектами системы управления полетом 737 MAX и отреагировали соответствующим образом. в обычных аварийных сценариях.
Комментарии к проекту можно будет подать в течение 28-дневного периода консультаций. По истечении этого времени, прежде чем опубликовать окончательную версию Директивы, EASA проанализирует полученные комментарии. Публикация окончательной версии документа запланирована на середину января 2021 года, и она станет официальным решением восстановить летную годность всех 737 MAX, принадлежащих операторам, находящимся под юрисдикцией EASA.
После возвращения 737 MAX к полетам EASA будет пристально следить за их работой, чтобы как можно скорее обнаружить любые проблемы.
Наряду с проектом Директивы по летной годности EASA также опубликовало проект Директивы по безопасности, также для консультаций в течение 28 дней. В результате от неевропейских авиакомпаний, имеющих разрешение оператора третьей страны (TCO), потребуется ввести аналогичные требования, включая обучение экипажа. Благодаря этому самолеты 737 MAX смогут вернуться к воздушным операциям, даже если они летают на территорию государств-членов EASA в рамках EASA TCO.
Дополнительная информация
Таким образом, проект Директивы EASA по летной годности требует следующих действий:
обновление программного обеспечения ЭБУ управления полетом, включая MCAS;
обновленное программное обеспечение должно активировать тревогу в случае несовместимости датчиков AoA;
физическое разделение кабелей, ведущих от кабины к системе триммера стабилизатора;
обновление руководства по летной эксплуатации: эксплуатационные ограничения и пересмотренные процедуры, чтобы пилоты понимали и управляли сценариями непредвиденных обстоятельств;
обязательное обучение всех пилотов, управляющих 737 MAX, перед возвращением к управлению самолетом, а также обновление начальной подготовки и переподготовки для пилотов, управляющих 737 MAX;
систематические тесты, включая датчик AoA;
испытательный полет без посторонней помощи перед тем, как каждый из этих самолетов будет использоваться для коммерческих полетов, чтобы убедиться, что все изменения внесены правильно и что самолет безопасно летает после длительной остановки.
Более подробную информацию см. В предложении Директивы по летной годности.
EASA и авиационные власти Канады и Бразилии тесно сотрудничали с FAA и Boeing в течение последних 20 месяцев, чтобы вернуть самолет к безопасной эксплуатации.
Предлагаемая Директива EASA по летной годности требует тех же изменений, что и FAA, поэтому не будет различий в программных технологиях между самолетами США и самолетами государств-членов EASA (27 государств-членов ЕС, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария). Великобритания также будет рассматриваться как государство-член ЕС до 31 декабря 2020 года.
Требования EASA отличаются от требований FAA в двух отношениях. EASA прямо разрешает экипажу вмешаться, чтобы прервать аварийную сигнализацию, если она была ошибочно активирована системой, чтобы не отвлекать экипаж. Кроме того, EASA временно требует, чтобы при очень точных посадках не использовался автопилот. Ограничение по использованию автопилота должно быть краткосрочным.
Обязательная подготовка пилотов одинакова для органов власти обоих надзорных органов.
Прежде чем отдельные авиакомпании смогут повторно интегрировать самолеты в свое расписание полетов, перевозчикам придется обновить свое программное обеспечение и провести работы по техническому обслуживанию, как указано в окончательной версии Директивы о летной годности. Им также необходимо переобучить своих пилотов полетам на 737 MAX. Из-за ограниченного количества авиасимуляторов это может занять некоторое время. Часть этой работы можно начинать сейчас, еще до публикации окончательной версии Директивы по летной годности.
Некоторые государства-члены EASA опубликовали собственные решения о запрете полетов 737 MAX в их собственном воздушном пространстве. Эти запреты необходимо будет снять, прежде чем самолеты смогут снова начать полеты в воздушном пространстве этих стран. EASA тесно сотрудничает с их национальными органами, чтобы сделать это возможным.
Кроме того, EASA договорилось с Boeing о том, что производитель примет меры для дальнейшей защиты датчиков AoA от ошибок и, таким образом, дальнейшего повышения безопасности самолета. Кроме того, Boeing проведет дополнительное исследование человеческого фактора в системах оповещения экипажа в течение следующих 12 месяцев, чтобы модернизировать их по мере необходимости.
Агентство по авиационной безопасности Европейского союза (EASA) является основным органом, отвечающим за стратегию безопасности полетов Европейского союза. Миссия EASA заключается в продвижении и достижении максимально возможных общих стандартов безопасности и защиты окружающей среды в гражданской авиации. Штаб-квартира агентства находится в Кельне. В ней работают специалисты со всей Европы.
Андрей Бочкарев