Профессия пилот: за и против

Профессию летчика во все времена окружал ореол романтики. Близость к небу, смелость и отвага, постоянный полет и любовь девушек, – так до сих пор представляют себе эту работу многие мечтатели. Но что она скрывает на самом деле и кому подходит? О радостях и сложностях трудовых будней пилота мы расскажем в этой статье.

Преимущества

Профессия пилота по-прежнему остается престижной. Сюда отбирают самых-самых: здоровых, смелых, психологически устойчивых и ответственных. И девушки в летчиков, действительно, влюбляются… как, впрочем, и в других мужчин, наделенных подобными качествами.

Зарплата у пилотов достойная, их труд  ценят, а устроиться на работу не представляет труда даже для выпускников училищ, не говоря уже о людях с опытом. Важно то, что летчики живут относительно спокойно, не подвергаются бюрократическим мытарствам, не вынуждены давать кому-то взятки и пробиваться, кого-то в чем-то обманывать, чтобы получить должность.

Пилоты много путешествуют, хотя в 90% случаев они видят только аэропорты, поскольку пауза между рейсами составляет 1–2 часа. Однако для летчиков дальнемагистральных самолетов предусмотрены сутки отдыха между перелетами, где удается выделить несколько часов на осмотр  достопримечательностей того или иного города.

В то же время пилоты  и их семьи имеют значительные скидки на перелеты сторонними рейсами, и они ими охотно пользуются, летая «за копейки» туда, куда им хочется в свободное от работы время.

Многие пилоты в душе романтики, и одно из их преимуществ – наслаждаться красотой неба, облаков, а также необыкновенных видов Земли, которые недоступны пассажирам через иллюминатор.

Осознание собственной важности и ответственности –  это скорее плюс. Профессия играет огромную роль в современном мире. Самолеты – самое быстрое средство доставить пассажиров, грузы, нередко их используют для спасения или срочных операций.

Современное качественное оборудование воздушных судов значительно упростило задачи пилотам, поэтому в наши дни их работа уже не такая сложная, как это было раньше. Однако большому количеству точных приборов все же необходим жесткий контроль, поэтому летчик в полете не отдыхает.

Пилот должен заботиться о своем здоровье, и это очевидный плюс профессии. Вести правильный образ жизни, хорошо питаться, поддерживать отличную физическую и психологическую форму, – это обязанность летчиков, и она идет им только на пользу.

Еще одно преимущество – ранний выход на пенсию и достойные выплаты по ней, большие отпуска, хороший социальный пакет.

Недостатки

Дальше придется снять «розовые очки» и узнать все сложности, сопряженные с работой пилотом. Прежде всего – это огромная ответственность. Воздушные суда считаются одним из самых безопасных видов транспорта, но при этом все знают, что авиакатастрофы иногда случаются. В подобных случаях погибают все, и осознание определенных рисков – тяжелый психологический груз. Кроме того некоторые происшествия случаются именно по ошибке летчиков, что еще больше усложняет ситуацию.

В критической ситуации летчику обычно приходится самому принимать  решения, рассчитывать на свои знания и опыт. Инструкция не всегда выручает, и пилот должен совершать действия под собственную ответственность. Даже если он благополучно посадил воздушное судно, на котором случились неполадки, и никто при этом не пострадал, пилота ждут многочисленные допросы и разборки, и вместо того, чтобы получать медаль за героизм, он будет вынужден доказывать свою правоту в нескольких инстанциях.

В связи со всем вышеописанным, пилот должен постоянно самосовершенствоваться, а это непростая задача. Летчик обязан сформировать критичное отношение к самому себе, ему непозволительно расслабляться и терять форму, иначе долго он в профессии не останется.

На работу специалистов принимают по строгому отбору, и они каждый год должны проходить многочисленные проверки и подтверждать квалификацию. Эта не та сфера, где помогут связи, взятки и знакомства, поэтому трудолюбие и сила воли – залог успеха.

Пилоту приходится учиться всю жизнь, без устали. Прежде всего он обязан постоянно повторять уже знакомый материал, дабы не растеряться, а молниеносно принять верное решение в критической ситуации. Далее – парки самолетов постоянно обновляются, и воздушные суда совершенствуются, и нужно время на то, чтобы их освоить. Эта профессия предполагает постоянные вопросы самому себе  и ответы на них, если летчик думает, что он все знает, то представляет опасность для общества.

Здоровый образ жизни – это не только преимущество, но и испытание. Отказ от вредных привычек, правильное питание, физические тренировки, – все это требует усилий и терпения. Постоянное посещение врачей и медицинские осмотры  – тоже не самое приятное времяпрепровождение.

Выходные  у пилотов ненормированные, они часто выпадают на будни, а это значит, что близких они видят только несколько часов в неделю, да и вообще дома бывают мало. Это те же два дня, а иногда и один, и вовсе не факт, что он выпадет на воскресенье… Постоянно находиться вдали от семьи – это одна из самых неприятных сторон работы, вместе с женой и детьми они только проводят отпуска.

Пилоты проходят не только медицинские проверки, но и подтверждение квалификации. Постоянно сдавать экзамены – это определенный стресс, тем более что экзаменаторы бывают весьма строгими и придирчивыми, что дополняет сложности и требует больших усилий воли, дабы не сорваться и сохранить спокойствие. Кроме того необходимо периодически повышать уровень иностранного языка.

В кабине присутствует два пилота или больше, но далеко не всегда они в хороших отношениях и полном взаимопонимании друг с другом. Умение договариваться, находить компромиссы, устранять конфликты, решать совместные задачи, даже если у вас совершенно разное видение проблемы, – это повседневная действительность профессии. Ко всему прочему в самолете присутствуют еще и бортпроводники, и отношения с ними тоже подчас далеки от идеала. В перелете не может быть места выяснению, кто прав, и кто главный, – необходима сосредоточенность на работе и сохранении безопасности.

Всем пилотам рано или поздно приходится выполнять ночные рейсы. Это требует сложной подготовки и закалки организма. Спать в полете нельзя, а значит, нужно уметь высыпаться днем перед вылетом. Для этого приходится жертвовать общением с близкими и прочими удовольствиями. А потом необходимо опять перестраиваться под дневные перелеты, подвергая организм стрессу и недоумению.

Даже если пилоту нечасто приходится выполнять ночные рейсы, он неизбежно страдает от смены часовых поясов. Организм привыкает быстро перестраиваться, но рано или поздно это все равно приводит к стрессу, усталости и бессоннице, которые становятся худшими врагами летчика.

Летчику трудно переквалифицироваться, если он потеряет работу, то ему придется учиться чему-то «с нуля». Это большой психологический груз, ведь со здоровьем могут случиться проблемы и не по его вине: любой способен получить травму или серьезно заболеть. Кроме неба у пилота нет ничего, он не представляет жизнь без облаков, и «остаться на земле» для него – настоящая трагедия.

Все трудности помогает преодолеть любовь к полетам и к небу. Несмотря на ответственность и постоянное эмоциональное напряжение летчики получают удовольствие от работы и на всю жизнь остаются романтиками.