Профессия пилота гражданских авиалиний – мечта и реальность

Нынешняя волна забастовок пилотов Ryanair обнажила все проблемы этой профессии в гражданской авиации. В бюджетных авиакомпаниях бортовому экипажу во время рейса приходится платить из своего кармана даже за стакан воды.


Сегодня в Нью-Йорке, на следующей неделе – вылет в Бангкок, ночевки в роскошном отеле в сопровождении стюардесс с модельной внешностью, которые строят глазки пилотам. Такой образ этой профессии все еще сохраняется в воображении обывателей, в основном благодаря фильмам, подобным комедии «Поймай меня, если сможешь».

К сожалению, реальность выглядит совсем по-другому. Некоторые из молодых пилотов, которые сами заплатили за обучение и лицензию, присоединились к растущим рядам банковских должников. Для обучения этой профессии, которая до недавнего времени была пределом мечтаний многих молодых людей, все чаще приходится частично или полностью платить из собственного кармана. Но даже при этом нельзя быть уверенным, что кто-либо из перевозчиков решит сразу нанять свежеиспеченного пилота. И тогда у претендента на место в кокпите появляется действительно серьезная проблема, поскольку он должен погасить банковский кредит, размер которого может превысить даже 150 000 евро.

Все чаще и чаще молодые пилоты после прохождения теоретических экзаменов, имея только полеты на тренажере или, в лучшем случае, опыт управления легкими спортивными машинами, оплачивают сами полетные часы в качестве второго пилота на пассажирских воздушных судах, таких как популярный боинг 737 Они платят скрепя сердце, потому что без этого им не разрешат летать на таком типе машины.

Как рассказывает один из пилотов, принцип «платы за вход» все чаще используется также авиакомпанией Ryanair из Ирландии. Вначале молодым пилотам не платят за часы, потраченные на управление пассажирскими самолетами. Наоборот – они должны платить за них, если они рассчитывают карьеру в будущем.

Профессия пилота стала одной из тех, в которых вам нужно сначала сделать большие инвестиции, а затем погашать свои займы в течение многих лет, существуя на уровне прожиточного минимума. Неудивительно, что она потеряла былую привлекательность и молодые люди, которые когда-то по ночам мечтали о полетах, охлаждают свой пыл и решают заняться карьерой в корпорациях ИТ или в финансовой индустрии. Там они заработают намного больше и гарантировано не залезут в долги.

В бюджетной авиакомпании Ryanair, кстати, крупнейшей в Европе, которая в прошлом году перевозила 128 миллионов пассажиров, положение пилотов особенно сложно. Этот ирландский перевозчик имеет репутацию одного из худших работодателей в отрасли среди пилотов по всему миру. На протяжении многих лет пилоты терпели его молча, стиснув зубы, но терпение лопнуло и они открыто заявило о своем недовольстве. За всю историю Ryanair еще было такой волны забастовок, как те, что прошли за последнее недели.

Раньше те, кому стало совсем невыносимо, просто увольнялись с работы. В прошлом году более 700 пилотов пошли такой шаг. «Это меня не удивляет», – говорит Джеймс Аткинсон, который в 2006 – 2014 годах сидел штурвалом Boeing 737, принадлежащем Ryanair. Сегодня он работает у одного из китайских авиаперевозчиков и зарабатывает намного лучше.

Первоначальное ежегодное вознаграждение пилота в Ryanair, по данным немецкого профсоюза пилотов Cockpit, составляет чистыми от 25 до 30 тысяч евро. Через пять лет работы за штурвалом второй пилот начнет получать 70 000 евро в год, а опытные капитаны зарабатывают до 130 000 евро. В то же время китайские предприятия предлагают опытным пилотам до 300 000 евро в год и гораздо лучшую атмосферу на работе. С другой стороны, работая в Китае, им почти все время приходится жить далеко от дома.

В отличие от молодых вторых пилотов, опытных капитанов по всему миру не хватает, и поэтому у них существует выбор – оставаться ли в авиакомпании, которая им не подходит или расстаться с ней и искать другого работодателя.

Частью корпоративной стратегии Ryanair является рассеивание и ротация летного и бортового персонала по более чем 80 базам от Литвы до Марокко и от Ирландии до Кипра. Почти во всех этих странах вознаграждение сотрудников различно, пилоты не числятся в Ryanair в качестве штатных работников, а имеют статус независимых предпринимателей. На практике означает, что они дважды платят социальные взносы – в качестве предпринимателей и работающих. Таким образом, руководство авиакомпании обезопасило себя на случай самоорганизации работников и от их требований улучшить условия труда и оплаты.

Поэтому постоянная занятость и единые ставки для всех являются одним из основных требований профсоюзов пилотов. Дополнительной причиной их раздражения является то, что, в отличие от других авиаперевозчиков, Ryanair оплачивает им только часы, проведенные в воздухе, но не те, которые тратятся на земле из-за многочисленных задержек.

Ryanair также не оплачивает сверхурочные, вызванные такими обстоятельствами, ни отель, ни питание, если пилоты не могут вернуться на базу в тот же день.

«Меня постоянно просили отправиться за свой счет на одну из баз, где не было пилотов, – вспоминает Джеймс Аткинсон, – Я часто летал в течение пяти дней на дальних маршрутах, а затем мне приходилось возвращаться на мою базу. Это очень утомительно, и не каждый может это выполнить».

Отказ от этой практики, называемой пилотами пинг-понгом, также является одним из основных пунктов в списке их требований к руководству авиакомпании. Помимо исключения таких нелепостей, как принуждение членов летного и бортового персонала оплатить чашку кофе или стакан минеральной воды во время полета.

Андрей Бочкарев