Развитие программы китайского самолета C919, которое уже затянулось почти на пять лет, идет еще медленнее, чем ожидалось. Коммерческая авиастроительная корпорация Китая (COMAC) сталкивается с рядом технических проблем, которые в последнее время привели к значительному сокращению количества испытательных полетов.
Не секрет, что в последние годы задержки в авиационных программах довольно распространены, но особенно медленный прогресс в отношении C919 является большой проблемой для Китая, который вложил значительные средства в свою первую серьезную попытку сломить контроль над монополией Airbus и Boeing на глобальном рынке узкофюзеляжных самолетов. По словам четырех источников, последняя проблема с машиной сводится к математической ошибке. Инженеры COMAC неправильно просчитали силы, действующие на авиационные двигатели во время полета, и отправили неточные данные производителю двигателей – CFM International. В результате двигатель и его пилоны могут потребовать дополнительного усиления, а компании COMAC, скорее всего, придется заплатить за перепроектировку. Хотя другой источник отрицал необходимость какой-либо модификации.
Эти и другие технические и конструктивные дефекты привели к тому, что к началу декабря, после более чем двух с половиной лет летных испытаний, самолеты провели в воздухе менее одной пятой из 4200 часов, которые необходимы для окончательного утверждения Администрацией гражданской авиации Китая (CAAC). COMAC, который работает над C919, избегая лишней огласки, с 2008 года, редко раскрывает свои планы и ход программы. Недавно один из представителей производителя сообщил китайским государственным средствам массовой информации, что предприятие ожидает сертификации NRA через два-три года, без каких-либо дополнительных подробностей. Предыдущая публично заявленная цель компании — конец 2020 года. Другие представители COMAC заявили, что намерены получить сертификат и поставить первую машину к концу 2021 года, которая поступит в China Eastern.
Стоит добавить, что COMAC не ответил на запросы Reuters о комментариях по этому вопросу. CFM International, совместное предприятие General Electric и Safran, также отказалась комментировать эти открытия. Согласно нескольким источникам, COMAC все еще не завершил подготовку правильных расчетов и данных, которые должны быть отправлены изготовителю двигателя, что крайне важно для обеспечения того, чтобы двигатель не выходил из строя при большой нагрузке.
Работа под давлением времени
Хотя ошибочный расчет данных по двигателю не говорит о недостатках теоретических знаний, он иллюстрирует отсутствие опыта изготовителя авиакомпании в проектировании и конструировании коммерческого самолета. С подобными проблемами столкнулись и российские производители, что, в конечно итоге привело к провалу программы SSJ-100. Это не единственные проблемы, с которыми сталкивается китайский производитель. COMAC также обнаружил трещины в горизонтальном стабилизаторе первых нескольких построенных C919. Также было обнаружено, что трансмиссия нового двигателя была склонна к трещинам, которые приводили к остановке двигателя несколько раз во время испытательного полета. Регулярные проверки трансмиссии двигателя на наличие трещин и утечек масла значительно ограничивали программу летных испытаний.
COMAC осознает нехватку времени. Поэтому последние три из шести испытательных машин C919 совершили свои первые полеты до получения полной окраски. Однако значительные задержки могут быть очень дорогостоящими для производителя и Китая.
Нечистая играя Китая и COMAC
Пекин сделал C919 неотъемлемой частью инициативы «Сделано в Китае до 2025 года», цель которой — идти в ногу с новейшими технологиями и помочь стране стать самодостаточной. Эти усилия привлекли внимание федеральных прокуроров США, которые в 2018 году обвинили группу китайских офицеров разведки, хакеров и сотрудников компаний во взломе сетей 13 производителей аэрокосмической техники по всему миру, включая компанию, чье описание соответствует CFM. Целью этой атаки было кража конфиденциальных данных, которые могли бы помочь Китаю построить свой реактивный двигатель. Китай категорически отрицает какую-либо причастность к взлому компьютерных систем.
Тем не менее, некоторые аналитики говорят, что Пекин, возможно, не будет полностью разочарован, если самолет C919 не начнет немедленно конкурировать на международных рынках, потому что китайское правительство может заставить отечественных авиаперевозчиков покупать эти самолеты, как это было в России со злополучными SSJ-100 и MC-21. Здесь стоит упомянуть, что китайские государственные перевозчики и лизинговые компании обеспечили подавляющее большинство существующих заказов и обязательств по закупкам. На данный момент единственным иностранным заказчиком является лизинговая компания GECAS, которая принадлежит General Electric.
«Настоящая цель C919 – завоевать внутренний рынок, на котором доминируют два иностранных конкурента. Через 10-15 лет новое поколение C919 или другие модели, разработанные COMAC, могут стать реальными конкурентами на мировой арене», – сказал Жан-Франсуа Дюфур, главный аналитик DCA Chine-Analyze.
Для справки
COMAC C919 – двухмоторный реактивный самолет, который в зависимости от конфигурации сможет вместить от 150 до почти 200 пассажиров. Это будет прямой конкурент самым популярным пассажирским самолетам в мире – Boeing 737 и airbus A320. Его предполагается оснащать только двигателями иностранного производства CFM International LEAP-1C. К 2035 году производитель планирует охватить одну треть рынка узкофюзеляжных самолетов в Китае и одну пятую на мировом рынке. Прогнозируется, что в ближайшие 20 лет Китаю потребуется 5,5 тыс. новых самолетов на общую сумму 670 миллиардов долларов.
Андрей Бочкарев