Производители воздушных такси затевают судебные тяжбы друг против друга

Федеральный судья Сан-Франциско отклонил запрос Wisk Aero о вынесении предварительного судебного процесса против Archer Aviation, чтобы помешать ему использовать 52 предположительно украденных коммерческой тайны. В иске, поданном 6 апреля 2021 года, Wisk также требует неуказанного возмещения ущерба. Федеральные службы также расследуют это дело.

Maker eVTOL компании Archer Aviation
Maker eVTOL компании Archer Aviation

В постановлении судья окружного суда США Уильям Оррик счел иск от Wisk слишком двусмысленным, хотя и признал наличие некоторых спорных признаков незаконного присвоения интеллектуальной собственности. На основании постановления Archer счел иск Wisk необоснованным, полностью основанным на теориях заговора и вопиющем неверном толковании фактических данных. По словам юристов, представляющих интересы Archer, из документов ясно, что Wisk не предоставил никаких доказательств – ни одного документа, ни одного свидетеля, что Archer когда-либо получал или использовал какие-либо коммерческие секреты Wisk.

В иске Wisk утверждает, что его бывший сотрудник Цзин Сюэ загрузил около 5000 файлов данных, которые он затем передал Archer после того, как был нанят им в январе 2020 года. Archer считает, что Wisk пытается опорочить Сюэ. Однако, когда его спросили в суде о данных, Сюэ поддержала Пятую поправку против самооговора, сославшись на федеральное расследование этого дела. В этой ситуации Archer отправил Сюэ в отпуск.

Представитель Archer говорит, что 12-винтовой самолет Maker с батарейным питанием был разработан независимо и значительно опередил все усилия Wisk по разработке аналогичного летательного аппарата eVTOL (Electric VVT). В прошлом месяце Archer официально представила свой демонстрационный образец авиационной техники в Лос-Анджелесе.

Компания Archer была основана Адамом Голдштейном и Бреттом Адкоком, соучредителями Vettery, компании по разработке программного обеспечения для маркетинга, которая в 2018 году была продана швейцарской кадровой компании Adecco Group за 100 миллионов долларов. Archer начала деятельность весной 2020 года. Wisk принадлежит совместно Boeing и Kitty Hawk и финансируется соучредителем Google Ларри Пейджем. Обе компании разрабатывают воздушные такси с электроприводом, которые взлетают и приземляются вертикально.

В последние годы создано множество стартапов, создающих прототипы воздушных такси с электрическим приводом, способных перевозить несколько пассажиров. Они предназначены для коротких перелетов в пределах города или региона. Аналитики прогнозируют, что к 2035 году рынок летающих такси может достичь 150 миллиардов долларов.

Андрей Бочкарев