В понедельник и среду пройдет забастовка пилотов Brussels Airlines

Производство Boeing 737 в Рентоне – история и современность (часть 1.)

По общему мнению, самолеты Boeing 737 производятся в Сиэтле. Это не совсем верно. Boeing Commercial Airplanes располагает несколькими заводами для окончательной сборки своих самолетов. Самые большие предприятия – в Эверетте и Рентоне. И именно в Рентоне выпускаются Boeing 737.

Производственные цеха Boeing на березу озера Вашингтон
Производственные цеха Boeing на березу озера Вашингтон

Несколько слов о Рентоне.

Рентон – город в США в штате Вашингтон. Он расположен в 21 км к юго-востоку от города Сиэтл, на юго-восточном берегу озера Вашингтон. Деревня была основана в 1860 году как шахтерский поселок и деревообрабатывающее предприятие. В 1916 году в этих районах была построена водозаборная система. В результате предпринятых мер уровень озера Вашингтон упал на несколько сантиметров, что уменьшило риск наводнений.

Настоящее развитие города Рентон началось во время Второй мировой войны. Когда немецкие и советские войска вторглись в Польшу, а затем Япония напала на Перл-Харбор, Соединенным Штатам Америки ни оставалось выбора, как вступить в войну. В Рентоне был построен завод для производства бомбардировщиков B-29 Superfortress. После войны здесь планировалось начать производство самолетов-амфибий. Такое решение объяснялось удобным расположением завода на берегу озера. Но это направление авиации широкого развития тогда не получило.

В Рентоне начали собирать другие самолеты концерна Boeing. В 1970 году в США было представлено уже 6 гигантских авиационных компании. Поскольку в Рентоне базировались штаб-квартиры 3 из них, местная пресса объявила Рентон мировой столицей реактивных самолетов. Следует сказать, что в 1994 году шведская сеть IKEA именно здесь открыла свой первый магазин в Северо-Восточной Америке.

В девяностые годы производство всемирно известных пассажирских самолетов Boeing 737 и Boeing 757 неуклонно росло. Завод разработал и нуждался в большем количестве специалистов. К 2000 году в городе было 50 000 жителей, а в 2010 году их число превысило 90 000 человек.

Социально-экономические изменения во всей Восточной Европе после падения СССР, сопровождавшиеся экономическим подъемом, вызвали увеличение спроса на современные самолеты. Его могли удовлетворить только Boeing или Airbus. Это стало поводом еще большего развития города Рентон.

В 2007 году в Рентоне было открыто подразделение Федерального управления авиации – FAA, крупнейшей в мире организации по авиационной безопасности. В 2010 году этот филиал насчитывал 1 400 сотрудников.

Город постоянно растет. В настоящее время строятся новые торговые и развлекательные центры и сеть отелей. Среди прочего, микрорайоне под названием Ландинг было построено 880 новых жилых домов. Для высокотехнологичной отрасли нужны специалисты, поэтому также развивается сфера образования.

Крупнейшим работодателем в Рентоне по-прежнему является концерн Boeing. В 2009 году в нем было занято 13 169 сотрудников. И все это благодаря производству самого популярного и лучшего пассажирского самолета того периода Boeing 737 NG. До 2010 года было построено более 6 000 самолетов, а портфель заказов включал еще 3000 единиц.

Хотя завод уже не производит данную модель, она дала большой импульс для развития и огромный опыт. Именно поэтому филиал Boeing Company в Рентоне выиграл конкурс на производство следующей модели под обозначением 737 MAX. Руководство, сотрудники и весь город были очень довольны этим фактом. Это – перспектива его дальнейшего развития и роста благосостояния жителей.

Компания Boeing в Рентоне

Завод Boeing в Рентоне был создан в районах, приобретенных в результате снижения уровня воды в озере Вашингтон (1916). Эти районы были куплены угольным магнатом Чарльзом Бернеттом, который выделил их для хранения угля и его доставки по воде. Его семья была связана с семьей Уильяма Боинга. После смерти Чарльза Х. Бернетта имением управляла его дочь, Эми Бернетт, которая превратила эту территорию в луга. В 1936 году Эми Бернетт передала права собственности государству (собственность правительства США).
В начале Второй мировой войны отдел военно-морского флота выделил это место для создания завода по производству самолетов-амфибий Boeing Sea Ranger. Однако этот заказ был в конечном итоге отменен. Но при этом строительство завода не прекратилось. Было принято решение запустить здесь производство бомбардировщиков B-29 Superfortress, перенеся его из Канзас-Сити, поскольку там был начат выпуск бомбардировщиков B-25 Mitchell.

Всего в Рентоне было построено 1 119 бомбардировщиков B-29. В конце Второй мировой войны производство было закрыто. Выражалась надежда на то, что в конце Второй мировой войны, человечество придет к согласию и к всемирному разоружению. Здесь янки опять оказались очень наивными. Советы стали новым лидером мира. Началась «холодная война». В 1948 году завод в Рентоне заработал снова. Начато строительство транспортного самолета C-97 Stratofreigher для ВВС США. Затем на его базе был создан пассажирский самолет с высоким уровнем комфорта. Всего в Рентоне было построено 943 таких машины.

В начале 1950-х годов Boeing разработал несколько моделей транспортных и пассажирских самолетов. Одним из них был Boeing 367-80. В нем использовалось несколько современных решений – стреловидные крылья, привод, состоящий из 4 турбореактивных двигателей Pratt & Whitney JT 3, 4 x 4 486 kG (4 x 44,5 кН), основное шасси с четырехколесными тележками. Машина была также довольно большой: размах крыльев – 39,50 м, длина – 39,0 м, площадь несущей поверхности – 223 кв.м и взлетная масса 72 600 кг. Поскольку фюзеляж имел увеличенное сечение, оказалось возможным поставить в один ряд 6 кресел с проходом посередине. Это значительно увеличило пассажировместимость при относительно коротком фюзеляже. Прототип был построен в Рентоне, а первый полет осуществлен в мае 1954 года.

Самолет показал отличные характеристики: крейсерская скорость – 885 км/ч, потолок – 13 100 м и максимальная дальность полета в 5 750 км. Этот самолет положил начало серии военных версий – Boeing 707 и Boeing KC-135 Stratotanker. На его платформе были созданы также специальные самолеты для американских президентов. Серийное производство самолетов Boeing 707 продолжалось с 28 октября 1957 года до апреля 1991 года, или 34 года. Еще один пассажирский самолет – Boeing 727, который имел много общего с Boeing 707, выпускался в Рентоне с 1963 по 1980 год.

В 1968 году появилась модель Boeing 737. Начало ее производства было трудным. Проектные работы фактически финансировались европейскими авиакомпаниями (British Airways), которые заказали эту модель. Только последующие годы и модели привели компанию к успеху. Но об этом в следующих материалах.

Андрей Бочкарев