Производство самолетов в мире растет, в России падает

В то время как мировые авиагиганты буквально тонут в заказах, наращивая выпуск пассажирских авиалайнеров, производство региональных SSJ100 в 2018 году упало на треть  по сравнению с 2017 годом – с 34 до 23. По оценкам аналитиков, основной причиной снижения производства стали проблемы с двигателями PowerJet SaM146, которыми оснащаются эти самолеты. Часть двигателей, которые должны были быть установленными на новых машинах, пришлось отправить на склад запасных частей в качестве резерва для операторов SSJ100.
Из 22 единиц SSJ100, поставленных в 2018 году, восемь поступили через лизинговую компанию ГТЛК авиакомпаниям «Северсталь» и «Азимут». 13 штук без особого энтузиазма и без посредников забрал «Аэрофлот». Только один самолет отправился зарубежному заказчику. Им стал SSJ100 в VIP-версии, поставленный ВВС Таиланда.

Нехватка двигателей SaM146 повлияет на производство SSJ100 и в этом году. У производителя имеется 15 собранных планеров, которые после оснащения силовой установкой можно поставлять получателям. Однако план предусматривает производство в 2019 году не менее 23 дополнительных планеров, как и в 2018 году. Согласно планам, в 2019 году перевозчики получат не менее 30 SSJ100 – на 8 больше, чем в прошлом году.

В начале 2019 года компания ГСС обратилась к Россавиации с просьбой увеличить ресурс SSJ100. Для версии RRJ-95B он должен составлять 15 тысяч циклы или 25 тысяч часов полета.

Главная проблема двигателей для SSJ100 состоит в том, что разработчик изначально не стал ориентироваться на уже выпускаемые и проверенны двигатели, а решил с нуля изготовить свой. Для этого было создано совместное предприятие с французской компанией Safran. Сейчас трудно сказать было ли на это технические основания или желание вытянуть бюджетные средства, не заботясь о последствиях такого решения. Использование нестандартного двигателя не только отпугивает лизинговые компании и перевозчиков, но и значительно усложняет производство.

Следует сказать, что на разработку SSJ100 по состоянию на 2013 год было потрачено около 1,4 млрд долларов. За ближайший аналог этого самолета можно принять бразильский Embraer ERJ-190, который по многим параметрам превосходит российскую машину. Так вот программа его разработки обошлась всего в 420 млн долларов США. Напрашивается вывод – стоило ли вообще заниматься по сути изобретением велосипеда? Почему нельзя было на имеющихся мощностях наладить производство уже зарекомендовавших себя конструкций Embraer, Bombardier или, на худой конец, присоединиться к программе регионального авиалайнера Mitsubishi?

Андрей Бочкарев