Прототип сверхлегкого бизнес-джета Stratos 716X впервые поднялся в воздух

10 июля 2020 года впервые поднялся в воздух прототип американского самолета Stratos Aircraft модели 716X. Полет длился 22 минуты. За это время была достигнута высота 4100 м.

Stratos 716X

Stratos 716X

Программа VLJ (сверхлегкий реактивный самолет – Very Light Jet) в компании Stratos реализуется с 2008 года. Во-первых, был создан демонстратор технологии Stratos 714 PoC (Proof of Concept), пилотируемый 21 ноября 2016 года. Самолет вмещает 4 человека, включая пилота, и оснащен реактивным двигателем Pratt & Whitney Canada JT15D-5 с тягой в 13 кН.

Производственная версия должна была оснащаться современным, полностью сертифицированным двигателем PW535E с тягой 18,3 кН. К январю 2020 года прототипы 714 PoC пролетели 330 часов и достигли максимальной скорости 685 км/ч на высоте 7620 м.
Однако после анализа рынка было обнаружено, что такой самолет имеет слишком малую вместимость, и была создана более крупная модель 716, в которой салон увеличен на 78,7 см для размещения двух дополнительных сидений и расширен на 89 мм. Прототип модели 716 был показан на авиационном шоу EAA AirVenture Oshkosh в июле 2018 года, что, по-видимому, привело к поступлению предварительных заказов, а в этом году прототип увеличенной версии был успешно облетан.

Прототип 716X оснащен двигателем Pratt & Whitney JT15D-5. Версия X предназначена для использования в категории eXperimental и может продаваться только в форме наборов для самостоятельной сборки под контролем производителя. Ожидается, что двигатель PW JT15D-5 для этой версии будет стоить около 400 000 долларов США. Компания намерена добиться того, чтобы ее комплекты для самостоятельной сборки были доступны покупателям в ближайшее время.

Однако главная цель Stratus – провести полную программу сертификации в соответствии с требованиями американского авиационного надзорного органа — Федерального управления гражданской авиации (FAA) с двигателем PW535E (цена около 900 тысяч долларов США), чтобы самолет мог использоваться для коммерческих рейсов и в качестве аэро-такси.

Согласно различным оценкам, текущая программа разработки самолетов семейства 714-716X должна была стоить более 200 миллионов долларов США, а полная сертификация самолета 716 обойдется еще в 150 миллионов долларов США.

Stratos 716X предназначается в первую очередь для личного пользования и управления владельцами. Кабина оснащена цифровой авионикой Garmin с двумя экранами G3X, навигационной системой GTN 750 MFD со встроенной УКВ-радиостанцией и автопилотом. Бизнес-джет управляется боковой ручкой-джойстиком.

Андрей Бочкарев