Птицы и самолёты — сила притяжения

На языке пилотов «удар» (фр. la grève) обозначает не только страйк в боулинге, когда кегли зрелищно падают и исчезают из поля зрения игроков и болельщиков. Как правило, в авиации это слово означает столкновение птиц с самолетом. На самом деле пернатые очень часто сталкиваются с воздушными судами. Возможно, что такой инцидент произошел во время вашего последнего полета, но вы об этом совершенно ничего не знали. В целом, такие столкновения не имеют серьезных последствий: птица весом менее 3 кг просто горит в двигателе. Однако порой самолеты нуждаются в срочной посадке из-за столкновения с птицами.

Только в России официально зарегистрировано около 7 000 случаев столкновений с птицами в год. В Европе эта цифра достигает 10 000. Однако лишь около 5% «встреч с пернатыми» наносят ущерб самолетам. Но в качестве меры предосторожности после столкновения все самолеты возвращаются в ближайший аэропорт, а пассажиры переходят на другой рейс с другим экипажем. В редких случаях ущерб является слишком серьезным, и пилоты попадают в аварийные ситуации. Такой эпизод, например, произошел с аэробусом «Уральские авиалинии» A321, который приземлился на поле возле аэропорта 15 августа 2019 года из-за отказа обоих двигателей, вызванного столкновением с птицами.

Двигатель как мясорубк

В общем-то, птицы не летают высоко. Большинство столкновений происходит ниже 150 метров, то есть как раз при взлете или посадке. Скорость самолета в это время ниже, чем на значительной высоте, и быстрые маневры по выходу из сложившейся ситуации — например, маневр для облёта стаи птиц — трудно осуществить. Исход столкновения во многом зависит от той части самолета, в которую бьет птица.

Наибольшую опасность представляет попадание птиц в двигатель. Согласно стандартам безопасности, крупные двигатели должны выдерживать столкновение с птицей весом менее 3,5 кг без быстрого и опасного выброса острых осколков лопастей из механической системы. Фактически, большинство двигателей может «проглотить» птицу и лишь слегка повредить лопасти. Тем не менее, если птица довольно крупная, столкновение с ней может вызвать отказ двигателя. Лезвия в системе начнут выходить из строя один за другим, что приведет к пожару.

Пилоты могут погасить пожар в двигателе, выключив его полностью, затем вернуться в аэропорт вылета (если инцидент произошел во время взлета) или завершить посадку с работающим двигателем. Все пилоты обучены управлению самолетом с одним двигателем, хотя это очень сложно. При этом нужно полностью переключиться на ручные контроллеры и использовать визуальный подход. Не так давно японская авиакомпания была вынуждена срочно приземлиться в Нью-Йорке из-за птицы, которая врезалась в самолет. Другое воздушное судно было вынуждено вернуться в аэропорт Кардиффа в Уэльсе после того, как птица «вошла» в двигатель.

Двойной удар

Совершенно другой случай — когда «незадачливые» птицы попадают сразу в два двигателя одновременно. При этом пернатые обычно летают не в одиночку, а группами, что уже опасно. Описанный выше сценарий с отказом одного двигателя повторяется, но только теперь из строя выведены сразу два, и у самолета нет иного выбора, кроме как планировать.

Действия пилотов в этом случае напрямую зависят от высоты. Если инцидент произошел на расстоянии в 3 000 или 4 000 метров от земли, экипаж может вернуть самолет в аэропорт и посадить его (или совершить запланированную посадку). Но следует признать, что столкновение недалеко от земли (на низкой высоте) очень опасны, и все зависит от навыков пилота и его умения управлять «многотонным крылатым автомобилем».

Но если самолету не удалось набрать высоту во время взлета (до 1 000 метров), птицы попали в оба двигателя и привели к их поломке, пилотам просто  недостаточно высоты, чтобы маневрировать. В результате они будут вынуждены принять решение приземлиться там, где хотят — на ближайшем шоссе, в поле, на воде и на любой другой подходящей поверхности, если так можно ее назвать. Только представьте себе, что вы едете на машине на работу, и тут почти вам «на голову» решает приземлиться огромный пассажирский лайнер!

Какое время самолет может летать без двигателей

Если воздушное судно достигло уровня 10 000 метров, оно может планировать на расстояние от 140 до 150 километров — в зависимости от типа самолета. Как правило, птицы не летают на такой высоте, поэтому все столкновения происходят намного ниже — обычно на расстоянии менее 1 000 метров от земли. Этого недостаточно, чтобы планировать даже 30 километров.  Принудительное планирование может привести к тому, что нос самолета загорится.

Как посадить самолет без двигателя

Если пилоты понимают, что самолет не может добраться до ближайшего аэропорта, они решают приземлиться на почве (если есть достаточная площадь для этого) или на воде. В этом им помогает ВСУ — вспомогательная станция. Это небольшой двигатель с турбиной, которая генерирует энергию, которая, в свою очередь, активирует действие всех единиц, необходимых для самолета — от рулевого колеса до панели управления.

Ярким примером пилотирования без двигателя является аварийная посадка Airbus A320 на реке Гудзон 15 января 2009 года. Авиалайнер US Airways столкнулся со стаей канадских гусей через 1,5 минуты после взлета, и оба двигателя вышли из строя.  Экипаж благополучно приземлился на воде реки Гудзон в Нью-Йорке.

155 человек на борту (150 пассажиров и 5 членов экипажа) выжили.  Самолет едва смог достичь высоты 975 метров: этого было достаточно, чтобы развернуть лайнер, взлетавший с севера на юг, чтобы спланировать пересечение реки Гудзон, не ударив по мосту Джорджа Вашингтона.  Впоследствии по мотивам произошедших событий был снят художественный фильм «Чудо на Гудзоне».

Всего зарегистрировано 21 случай вынужденной посадки авиалайнера на воду, при котором 10 человек погибли. Одним из них является посадка Ту-124 на Неве. Авария произошла в Ленинграде (Санкт-Петербурге) 21 августа 1963 года. Правда, в данном случае проблема не касалась птиц: по причине наличия дефекта в самолете, топливо не попало в двигатели, и они остановились.

Посадка «в чистом поле» – это еще более сложный маневр для пилотов. Они должны учитывать шероховатость рельефа поверхности и рассчитывать правильную скорость, чтобы самолет не «клюнул носом» или «не чиркнул крылом» при посадке.

Чайки жирные

Однако, не только двигатели подвергаются опасности при столкновении с пернатыми. Иллюминаторы и лобовые стекла кабины пилотов также находятся под угрозой удара. Но они изготовлены из трех слоев акрилового и многослойного стекла, предназначенных для того, чтобы выдерживать даже сильный град. Наличие нескольких слоев также гарантирует целостность самолета даже в случае повреждения наружных слоев. Кроме того, пилотов обучают включать нагрев стекла, чтобы лед не намерзал на них перед взлетом.

Некоторые птицы могут пробить и такую «самолетную броню» – гуси и орлы, которые весят более 5 кг, представляют особую опасность.

Так или иначе, но столкновения с птицами на высоте редко приводит к самым трагическим исходам. Если вы путешествуете на маневренном самолете малой авиации от международного брокера AVIAV TM (Cofrance SARL), то пилот точно сможет легко выйти из трудной ситуации.

Получайте удовольствие от полета в полной безопасности от AVIAV TM (Cofrance SARL)!