Qatar Airways через суд потребовала от Airbus выполнить заказ на A321neo

Qatar Airways обратилась в британский суд с просьбой восстановить заказ на 50 самолетов A321neo, который европейский производитель самолетов отменил из-за конфликта по поводу частичного прекращения эксплуатации более крупных самолетов A350,  имеющих проблемы с окраской.

A350-900 авиакомпании Qatar Airways
A350-900 авиакомпании Qatar Airways

Если восстановление заказа окажется невозможным, катарская авиакомпания потребует от  британского судьи назначить  компенсацию за решение производителя самолета отменить контракт на то, что было названо «исключительным» самолетом, поскольку авиакомпания готовится забрать 220-местный самолет. A321neo и ввести его в состав флота с февраля следующего года. Airbus отказался комментировать сообщение СМИ.

Конфликт между Airbus и Qatar Airways из-за дефектов лакокрасочного покрытия самолетов A350 продолжается уже несколько месяцев. Мы писали о случае в августе прошлого года, когда 5 августа управление гражданской авиации Катара приказало немедленно отменить полеты 13 самолетов А350 после того, как на их фюзеляжах  были обнаружены тревожные трещины. Сам судебный процесс является последним в многомесячном споре о контрактах и ​​безопасности, который довел отношения между двумя крупнейшими игроками отрасли до самого низкого уровня.

На данный момент авиакомпания сообщила, что власти Катара  дали указание запарковать  21 из 53 самолетов A350 XWB из соображений безопасности, что побудило авиакомпанию подать в суд на Airbus иск на сумму более 600 миллионов долларов.  Катар готовится к наплыву туристов в преддверии чемпионата мира по футболу в этом году, и у него заканчиваются самолеты. В новом отчете Qatar Airways сообщается, что 13 февраля этого года приостановлены полеты  еще одного A350.

Airbus признал себя виновным в проблемах с качеством, но обвинил Qatar Airways в том, что перевозчик ошибочно назвал их угрозой безопасности, чтобы получить компенсацию. Европейские регулирующие органы заявили, что проблемы не связаны с летной годностью  этих самолетов, полеты которых больше нигде  не приостановлены. Во время спора по поводу  A350 концерн  Airbus в прошлом месяце отменил заказ на 50 самолетов A321neo, заявив, что Катар нарушил пункт, связывающий два контракта. Несколько дней спустя Катар разместил предварительный заказ как минимум на 25 конкурирующих самолетов Boeing 737 MAX.

Тем не менее в пятничном заявлении в поддержку запроса о восстановлении заказа  Катар рекламировал Airbus A321, заявив, что у него нет аналога. Он также попросил суд в Лондоне обязать Airbus не пытаться перепродавать A321neo, который в настоящее время пользуется большим спросом. Здесь стоит добавить, что Airbus уже продал все производственные места для этих самолетов к 2028 году, и в противном случае катарский перевозчик столкнется с «серьезными  сбоями в парке».

Подробности о претензиях  авиакомпании появились в тот момент, когда Airbus собирался подать встречный иск в споре по A350. Представитель концерна подтвердил, что Airbus представил документы, но отказался предоставить подробности до публикации. Производитель самолетов подчеркнул на предварительных слушаниях, что A350 безопасен в эксплуатации, и предположил, что его собственные интересы могут пострадать, если он будет вынужден продолжать производство A321neo в ожидании исхода потенциально длительного спора. Несмотря на это, Airbus получил предписание суда  сохранить статус-кво до слушаний в апреле этого года.

Андрей Бочкарев