Национальная авиакомпания Финляндии Finnair, ожидая ответных мер в виде закрытия Россией воздушного пространства из-за ранее введенного запрета на пролет российских самолетов в Финляндию, отменяет все пассажирские и грузовые рейсы в Японию, Южную Корею и Китай. Арунас Скуя, что короткий путь между Азией и Европой важен для Finnair по ряду причин, и скандинавский перевозчик готовится к возможным грядущим изменениям.Finnair — сетевая авиакомпания, специализирующаяся на пассажирских и грузовых перевозках между Азией и Европой. У перевозчика четкая стратегия достижения своих целей. Основой бизнеса до сих пор было высокое качество операций, выгодное географическое положение Хельсинки, на пути из Европы в Азию, растущие рынки, широко поставленные цели по увеличению доходов, а также современный и экономически эффективный парк широкофюзеляжных самолетов типа Airbus А350.
Географические, инфраструктурные и конкурентные условия явно влияют на форму финского рынка авиаперевозок, но в случае с Finnair они не являются решающими. Успех финского перевозчика связан с принятой стратегией развития дальних сообщений и их кратчайшего маршрута через Северный полюс. Стратегия Finnair мало зависит от политических изменений в Финляндии.
Финны знают, что это одна из немногих отечественных компаний, о которой нужно заботиться, особенно после краха Nokia, символа финского предпринимательства. Смена правительства в Хельсинки не означает смену председателя правления Finnair.
Finnair укрепила свои позиции на рынке Европа-Азия, увеличив частоту рейсов на существующих маршрутах из Хельсинки в азиатские мегаполисы. «Мы сосредоточим нашу сеть на азиатских мегаполисах. Вместо того чтобы добавлять новые направления, мы больше сосредоточимся на увеличении частоты. Это высокодоходные и привлекательные рынки. Если вы посмотрите на нашу долю рынка, то она неуклонно растет и сейчас выше, чем когда-либо, на важных для нас маршрутах. Конечно, есть еще много возможностей для развития», — сказал Топи Маннер, генеральный директор Finnair.
Финско-российское соглашение по Сибири
В 2017 году финский флагман получил разрешение на увеличение рейсов из Хельсинки в азиатские направления через Сибирь в соответствии с новым соглашением между РФ и Финляндией. Новый контракт увеличил количество регулярных рейсов над Сибирью с 65 до 80 в неделю. Для авиакомпании маршрут через Россию — самый быстрый и короткий путь на Дальний Восток. Альтернативой может быть обход России через Персидский залив, что увеличит время полета на несколько часов и затруднит, в частности, для Finnair продолжение полетов в Азию.
Зайдя на сайт, можно встретить слоган «Выбери кратчайший путь в Азию», который как нельзя лучше подчеркивает важность Финляндии как пересадочного узла на азиатских рейсах. Finnair объявила, что отсутствие доступа к российскому воздушному пространству приведет к закрытию большинства маршрутов перевозчика в Азию. В прошлом году перевозки в азиатском направлении почти 40 процентов доходов Finnair. В рекордном предпандемическом 2019 году она составляла 43 процента.
«Для многих наших стыковок в Северо-Восточную Азию изменение маршрутов полетов будет означать гораздо большее время полета, и в результате эти стыковки станут экономически невыгодными. Санкции со стороны России означают, что наша сеть соединений с Азией на практике прекратят свое существование», — заявил представитель Finnair Пайвит Таллквист в интервью для СМИ.
104 рейса по 21 направлению
До пандемии COVID-19 Finnair выполняла более 104 рейсов в неделю в 21 пункт назначения в Азии. В случае снижения ограничений на полеты из-за COVID-19 Finnair планировала возобновить рейсы во все пять пунктов назначения в Японии, которые она обслуживала до пандемии — Токио, Осаку, Нагою, Фукуоку и Саппоро. Перевозчик планировал запустить новую стыковку со вторым токийским аэропортом — Ханэда. В целом Finnair намеревалась летом 2022 года выполнять до 40 рейсов в неделю между Хельсинки и Японией. В японскую столицу планировалось выполнять 14 рейсов в неделю.
Согласно расписанию, ежедневные рейсы должны были быть доступны в Шанхай, Гонконг, Сеул, Сингапур и Бангкок. С июня Finnair должна была предлагать ежедневные рейсы в Нью-Дели, Индия. Новый маршрут в южнокорейский Пусан планировалось запустить в марте. Из-за ограничений в Китае не планировалось возобновлять полеты в два пекинских аэропорта, а также в Гуанчжоу и Сиань.
Перевозчик присоединился ко многим другим европейским авиакомпаниям и приостановил полеты в российском воздушном пространстве. В результате этого действия Finnair готовится к возможным предстоящим изменениям в нормативных требованиях.
Авиакомпания отменили пассажирские и грузовые рейсы в Сеул, Осаку, Токио, Шанхай и Гуанчжоу в Азии, а также в Москву и Санкт-Петербург в России в период с 28 февраля по 6 марта. Ранее рейсы в Гонконг были отменены до конца марта.
Авиакомпания продолжит выполнять пассажирские или грузовые рейсы в Бангкок, Пхукет, Сингапур и Нью-Дели, но изменят маршруты, чтобы избежать воздушного пространства России. Принятые меры увеличат время полета примерно на один час. Помимо Хельсинки, Finnair также летает в Бангкок и на Пхукет из Стокгольма-Арланды.
«Finnair присоединяется ко многим другим европейским авиакомпаниям и на неделю приостанавливает полеты в российском воздушном пространстве. В результате этого действия Finnair готовится к возможным грядущим изменениям в нормативных требованиях. Решение об использовании российского воздушного пространства после 6 марта будет принято позже, когда станут ясны какие-либо нормативные изменения. Безопасность полетов всегда является нашим приоритетом. Короткий путь между Азией и Европой важен для Finnair по многим причинам. Однако мы не видим оснований спекулировать на этом. Мы следим за ситуацией и инструкциями властей», — заявил в интервью Aviation Market генеральный директор Finnair по Восточной Европе и странам Балтии Арунас Скуя.
Андрей Бочкарев