Евросоюз ввел полный запрет на поставку и лизинг самолетов и вертолетов в Россию, а также их страхование и техническое обслуживание. Запрет распространяется и на старые контракты. Санкции также распространяются на страхование и техническое обслуживание самолетов прямо или косвенно в европейских компаниях. Авиакомпании из РФ обречены на потерю более половины парка воздушных судов.
Это означает, что российские авиакомпании должны вернуть арендодателям из Европы все арендованные самолеты. Минтранс РФ назначил внеочередное совещание по этому поводу, чтобы обсудить, какие авиакомпании могут не выполнять это требование.
Евросоюз на основании введенных санкций запретит лизинг всех самолетов европейских производителей. В кабинете премьер-министра Ирландии Микала Мартина состоялась встреча с главой ЕС о представителях всех крупнейших международных лизинговых компаний. «Единственное, за что сейчас борются арендодатели, — это возможность сохранить действующие контракты и распространить запрет только на будущие поставки», — заявил один из арендодателей.
По данным «СМИ, один из лизингодателей уже начал переговоры об отзыве своих самолетов из РФ. В проекте пояснительной записки к санкционному пакету указано, что запрет на продажу, поставку, передачу или экспорт «прямо или косвенно» распространяется на все типы самолетов, вертолетов, а также на поставку их частей и компонентов, например двигателей и т.п. Таким образом, не могут быть заключены новые договоры аренды, а существующие договоры аренды должны быть расторгнуты. У сторон есть 30 дней на расторжение договоров, заключенных до вступления санкций в силу.
«В договорах аренды есть положения, которые позволяют лизингодателю вернуть самолет в случае санкций, невозможности лизингополучателя содержать самолет в безопасных условиях и т. д. Таким образом, самолет будет возвращен лизингодателю», — рассказал один из арендодателей.
Российским авиакомпаниям запретят закупать самолеты, запчасти и оборудование в рамках санкционной инициативы, введенной Еврокомиссией. Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен представила проект введения санкций 25 февраля после специального заседания Европейского совета. Она сказала, что Комиссия «запретит продажу всех самолетов» и сопутствующего оборудования российским перевозчикам. Ожидается, что это ухудшит положение в ключевом секторе российской экономики и сообщений в стране. Фон дер Ляйен указала, что Россия сильно зависит от самолетов, построенных в Европе, США и Канаде.
В то время как российское правительство попыталось возродить отрасль гражданской авиации, чтобы снизить ее зависимость от иностранных самолетов, основные программы производства современных самолетов все еще находятся в стадии разработки.
Россия в основном арендует самолеты
Согласно анализу наших экспертов, российские авиакомпании эксплуатируют в общей сложности 980 пассажирских самолетов, 777 из которых находятся в аренде. Из них 515 с оценочной рыночной стоимостью около 10 миллиардов долларов взяты в аренду у иностранных компаний. Арендодатель AerCap, базирующийся в Дублине, безусловно, наиболее уязвим для санкций, поскольку российскими перевозчиками эксплуатируются 118 его самолетов. Масштабы AerCap связаны с приобретением в прошлом году конкурента — GE Capital Aviation Services — стоимостью 25 миллиардов евро с целью создания крупнейшего в мире лизингодателя самолетов.
«Речь идет о примерно $100 млн, ежемесячно выплачиваемых российскими авиакомпаниями ирландскому лизингодателю. Если банки, которыми они пользуются, попадут под санкции, будет очень сложно осуществлять платежи», — сказал Тим О’Коннелл, партнер Grant Thornton Ireland, специализирующийся на консультациях. Российские перевозчики, как правило, приобретают самолеты зарубежного производства по лизинговым договорам, а не по прямым заказам производителя. Отключение России от международной платежной системы SWIFT усугубит проблемы авиализинговых компаний.
Благодаря таким соглашениям «Уральские авиалинии» создали парк из 54 узкофюзеляжных самолетов Airbus — в феврале перевозчик принял поставку двух новых самолетов A321neo. Самолеты (VP-BFM и VP-BFJ) зарегистрированы на Бермудских островах. К концу этого года авиакомпания планировала получить еще одну пару самолетов этой модели. Бюджетная авиакомпания S7 Airlines также является крупным оператором арендованных узкофюзеляжных самолетов Airbus, около 70 самолетов также зарегистрированы на Бермудских островах.
Аэрофлот разместил у французского производителя прямые заказы на 22 Airbus А350-900, восемь из которых уже поставлены. Все три перевозчика входит в пятерку крупнейших авиакомпаний России. Фон дер Ляйен говорит, что доступ России к важным технологиям, таким как полупроводники и другие компоненты, также будет ограничен в соответствии с санкциями.
Андрей Бочкарев