Авиакомпания Air Serbia, которая стала одним из немногих европейских перевозчиков, продолжающих летать в Россию после волн экономических санкций, закрывших европейское небо для российских авиакомпаний и российское небо для авиакомпаний Европейского Союза, извлекает выгоду из спроса со стороны европейских пассажиров, желающих летать в Россию.

За несколько дней авиасообщение между Европой и Россией стало очень затруднено — агрессия России против Украины на прошлой неделе была встречена осуждением действий Москвы странами Евросоюза и волной санкций, наложенных на Россию, включая закрытие воздушного пространства Евросоюза для российских перевозчиков. В ответ на эти действия Европейского Сообщества российские власти предприняли аналогичный шаг в отношении авиакомпаний из Евросоюза, вызвав тем самым фактическое создание нового авиационного железного занавеса.
Одним из немногих европейских перевозчиков, который еще может летать в Россию, является Air Serbia. Сербская национальная авиакомпания намерена продолжать выполнять рейсы в Россию, что делает ее доступной для людей, которые хотят путешествовать из Европы в эту страну.
После приостановки полетов между Европейским Союзом и Россией Air Serbia стала одной из немногих авиакомпаний, обеспечивающих авиасообщение с Москвой, что привело к резкому росту популярности этого сообщения. Есть информация, что билеты на рейсы, выполняемые Airbus A319 или A320, были полностью распроданы за много дней вперед, что побудило перевозчика запланировать рейсы в Россию на широкофюзеляжном Airbus A330-200.
Популярность рейсов Air Serbia объясняется тем, что российская авиакомпания «Аэрофлот», выполнявшая восемь рейсов в неделю, и Nordwind Airlines, выполнявшая два рейса в неделю, хотя теоретически могли бы приземлиться в Белграде, в настоящее время не могут достичь воздушного пространства Сербии из-за Запрет ЕС.
Помимо рейсов в Москву, Air Serbia выполняет один еженедельный рейс в Санкт-Петербург, а в летний сезон также летает в Краснодар и Ростов-на-Дону. В июне этого года перевозчик также планирует запустить рейсы в Сочи.
Золотое время для перевозчиков из-за пределов Европейского Союза
Сербский национальный перевозчик оказался в выгодном положении, поскольку является одной из немногих авиакомпаний, предлагающих рейсы между Европой и Россией, поскольку Сербия не является частью Европейского Союза и, следовательно, не связана запретами ЕС на полеты. Хотя страна подает заявку на вступление в Сообщество с 2009 года, предполагаемое время завершения переговоров о присоединении оценивается в 2024 году, что позволит Сербии присоединиться к Европейскому Союзу в 2025 году.
Исторически у Сербии и России хорошие отношения, что также находит отражение в воздушном сообщении – Россия является одним из крупнейших и наиболее важных рынков сбыта в аэропорту Белграда. В 2019 году только по маршруту Белград — Москва путешествовало почти 330 000 пассажиров. Такого хорошего результата удалось добиться, в том числе, благодаря тому, что россияне могут ездить в Сербию без виз.
Помимо Air Serbia, еще одной авиакомпанией, которая в настоящее время связывает Европу с Россией, является Turkish Airlines, хотя после начала боевых действий в Украине перевозчик временно приостановил некоторые направления внутри Российской Федерации. Однако с европейской точки зрения позиция Турецких авиалиний не столь противоречива, как позиция Сербии – хотя Турция формально стремится вступить в Евросоюз, в целом ясно, что пока этот сценарий остается в сфере нереалистичных возможностей, в то время как Сербия решила преследовать свои интересы за счет европейской солидарности за один шаг до вступления в Сообщество.
Как показывает история Гонконга, деятельность в качестве воздушного посредника между двумя конфликтующими сторонами может быть очень прибыльной. С окончания гражданской войны в Китае в 1949 году и до конца 2000-х годов этот специальный административный район служил перевалочным пунктом для людей, путешествующих между Китайской Народной Республикой и Китайской Республикой (Тайвань). Воздушный маршрут между Гонконгом и Тайбеем был самым прибыльным воздушным маршрутом в мире, и из-за его прибыльного характера его в авиационной отрасли называли «Золотым маршрутом». И China Airlines, национальный авиаперевозчик Тайваня, и Cathay Pacific, флагманский авиаперевозчик Гонконга, выполняли рейсы по этому короткому маршруту в среднем каждый час, используя самые большие широкофюзеляжные самолеты, такие как Boeing 747, Lockheeds L-1011 и самолеты McDonnell Douglas. -11. В течение многих лет рейсы в Тайбей приносили около 20 процентов общей выручки Cathay Pacific.