Qatar Airways страдает от блокады со стороны соседей

Qatar Airways столкнулась с беспрецедентной нехваткой самолетов

У Qatar Airwyas есть проблема, и это, пожалуй, самая большая, с которой она сталкивалась до сих пор. Один из самых важных международных авиаперевозчиков в мире базируется в порту Хамад с потрясающим парком из 233 самолетов, в том числе 173 широкофюзеляжных. Такого количества машин должно хватить для выполнения целевых полетов по 140 направлениям. Однако флагману Катара в самый неподходящий момент в его истории не хватает самолетов для обслуживания сети сообщений.

A350-900 авиакомпании Qatar Airways
A350-900 авиакомпании Qatar Airways

Если бы 30 лет назад кто-нибудь сказал, что одна из лучших авиакомпаний мира с регулярными рейсами примерно в сотню стран будет базироваться в маленькой стране в Персидском заливе, никто бы не поверил. Разве что провидец. Тем не менее Qatar Airways с момента своего основания  быстро росла. Авиакомпания эксплуатировали все созданные широкофюзеляжные самолеты, кроме Boeing B767. Это позволило предложить большую вместимость мест в близлежащий Дубай или шестнадцатичасовой перелет в Окленд, Новая Зеландия.

Блокада Катара

Очень бурное развитие продолжалось до 2017 года, когда было объявлено о дипломатической блокаде Катара другими государствами Персидского залива. Причиной такого решения было подозрение в поддержке терроризма. Этот  политический шаг против Катара подразумевал запрет  для Qatar Airwyas  летать почти во все соседние страны. Более того, катарскому  авиаперевозчику не разрешили использовать воздушное пространство этих стран для полетов.
Чтобы активно использовать самолеты, Qatar Airways приняла решение запустить рейсы во второстепенные города Европы и Азии. Начались рейсы в более мелкие города, в т.ч. в Омане, Пакистане, Таиланде, Швеции и Украине. Идея оказалась отличным способом воспользоваться предложением парка и, прежде всего, повысить ценность перевозчика, предлагая сообщения  из второстепенных городов в более крупные мегаполисы с одной короткой остановкой в  Дохе.
В 2019 году авиакомпания дошла до того, что стали предлагать много рейсов в рамках новой стратегии развития компании. По этой причине стало не хватать самолетов.

Пандемия «помогла»

Вспышка пандемии COVID-19, несмотря на  причинение убытков, помогла многим перевозчикам реструктурировать свою деятельность. Qatar Airways  на какое-то время избавилась от головной боли с нехваткой новых самолетов, которые требуются для обслуживания новых рейсов. Во время первой волны коронавируса авиакомпания выполняла прямые рейсы только по 30 направлениям, то  составляло всего 20 процентов по сравнению с допандемической реальностью. Меньшее количество рейсов привело к решению запарковать многие самолеты, такие как Boeing B777-200LR, Airbus A330-300 и двухэтажный A380-800.

Тем временем Qatar Airways объявила Boeing и Airbus, что все запланированные поставки новых самолетов будут приостановлены до тех пор, пока глобальная ситуация с пандемией не нормализуется. Перевозчик планировал не приобретать ни одного нового самолета как минимум два-три года. Проблема нехватки самолетов, казалось, была решена, учитывая, что парк самолетов был законсервирован в аэропорту Катара.

Поскольку грузы очень часто перевозятся в багажном отделении пассажирских самолетов, а в 2020 году такие рейсы были редкостью, авиакомпания решила расширить деятельность своего специализированного подразделения Qatar Airways Cargo. Начались перевозки грузов пассажирскими самолетами. В некоторых самолетах сиденья были сняты, чтобы использовать освободившиеся от пассажирских рейсов  самолеты в качестве постоянных грузовых судов.

B787-9

В то же время семь самолетов Boeing 787-9 Dreamliner, которые были доставлены перевозчику до пандемии, были отбуксированы на парковочные места, поскольку глава авиакомпании  Акбар Аль Бейкер заявил, что на тот момент салоны не были готовы. Удостоенный наград бизнес-класс под названием QSuite не мог быть установлен, поскольку Dreamliner уже, чем B777 или A350. Производителям оборудования салонов  пришлось создавать новые кресла.

Спрос на грузовые рейсы стал увеличиваться. Qatar Airways решила использовать экономичные самолеты Dreamliner без установленных кресел для перевозки грузов.

Конец блокады

21 января 2021 года произошло нечто неожиданное. Трехлетняя блокада Катара закончилась. Авиакомпания  снова смогут летать в соседние страны, а главное, использовать воздушное пространство Саудовской Аравии, Бахрейна, Египта и Объединенных Арабских Эмиратов. Также были успешно запущены полеты в эти четыре страны.

Правда, 18 ежедневных рейсов в Дубай, которые осуществлялись в  2017 году,  не перезапущены. В настоящее время самолеты Qatar летают в четыре города Саудовской Аравии, три в ОАЭ и два в Египет. Помимо городов Ближнего Востока,  перевозчик летает еще по 130 направлениям. Это почти на том же уровне, что и до пандемии. Однако авиационный бизнес сейчас совсем другой, чем был раньше, до пандемии. Грузовой отдел процветает с каждым месяцем. Многие пассажирские самолеты по-прежнему используются для грузовых рейсов в наиболее прибыльные направления, такие как Китай, Германия, США и Люксембург.

Отмена полетов  A350

Флагманские самолеты перевозчика, Airbus A350, были сняты с рейсов  на основании решения Управления гражданской авиации Катара. Два десятка самолетов поставлены на стоянку и исключены из парка более чем на полгода. Авиакомпания обнаружила, что существует проблема с растрескиванием краски на карбоновых поверхностях корпуса. Производитель заявил, что дефект окраски не повлиял на летные качества самолета. Qatar Airways настаивала на ответе на вопрос, откуда взялась проблема и как ее устранить. 20 декабря 2021 года авиакомпания Qatar Airlines возбудила судебное дело против Airbus в Отделе технологий и дизайна Высокого суда в Лондоне.

787 Dreamliner для Qatar Airways

Приостановка A350 вынудила Qatar Airways восстановить четыре A380 и все A330. Было принято решение установить кресла на Boeing B787-9, чтобы восполнить пробел в поставке самолетов. Рейсы B777-200LR, не оборудованные бизнес-классом QSuite, также были восстановлены. Чтобы решить эту проблему, перевозчику необходимо  либо приобретать  новые самолеты, либо уменьшить количество направлений, в которые он летает. Получение новых A350 будет означать, что претензии, которые перевозчик предъявил Airbus, будут сняты. Для такого крупного перевозчика важнее быть последовательным. Особенно при большом заказе на другие самолеты.

Airbus отменил заказ

В этом году должна была начаться поставка первого из 50 заказанных аэробусов A321neo. У этого узкофюзеляжного авиалайнера нет таких проблем, как у  широкофюзеляжных A350. Но в пятницу, 21 января, Airbus в одностороннем порядке принял решение отменить заказ Qatar Airlines на эту модель самолета. Беспрецедентный шаг производителя вернул Qatar Airways к исходной точке — нехватке самолетов.

Проблема в том, что Boeing может еще не выйти победителем из этой стычки. Несмотря на то, что Катар заказал у американского производителя более 70 широкофюзеляжных самолетов, это не похоже на быструю доставку. Первый самолет, который может быть доставлен перевозчику, — это B787 Dreamliner,  являющийся большим кошмаром для авиакомпаний, ожидающих самолет. По состоянию на май 2021 года Boeing не поставил ни одного B787. Дата возобновления поставок Dreamliner пока не известна. По этой причине Qatar

Airways не получит широкофюзеляжные суда до лета 2022 года.
Boeing B777X должен был войти в регулярную эксплуатацию в этом году, но простои производства, проблемы, возникшие во время испытательных полетов, и пандемия привели к тому, что сертификация самолета была отложена.

Приближается чемпионат мира

У перевозчика остается мало времени для самого важного события в истории страны. В ноябре этого года в Катар приедут толпы туристов, чтобы посмотреть матчи чемпионата мира по футболу. Авиакомпания надеются, что Катар станет местом назначения для болельщиков со всего мира, а не просто транзитным пунктом.

Qatar Airways старается не сокращать сеть стыковок, но и не испытывает большого давления на поставку новых самолетов. Найден другой путь, предлагающий различные решения нынешней сложной ситуации. Qatar Airways начала арендовать самолеты у перевозчиков, в которых она является акционером. Это очень мудрое решение.

Cathay Pacific, базирующаяся в Гонконге авиакомпания, продолжает страдать от пандемии. Гонконг закрыт, и требуется обязательный 21-дневный карантин для тех, кто намерен попасть в этот особый регион. Авиакомпания запарковала большую часть своего флота. На данный момент Qatar Airways арендовала три самолета Boeing B777-300ER у Cathay, которые она использует для грузовых перевозок.

Аутсорсинг как выход

За последние несколько месяцев многие партнерские авиакомпании объявили об открытии или возобновлении полетов в Доху. Тогда катарские авиалинии либо объявили об окончании обслуживания по заданному маршруту, либо сократили количество рейсов. В ноябре RwandAir взяла на себя выполнение рейсов в Кигали. British Airways возьмет на себя рейсы, соединяющие Доху с лондонским Гатвиком. В наступающем летнем сезоне пассажиры смогут летать с American Airlines одним из трех ежедневных рейсов из Нью-Йорка. Все остальное возьмет на себя Qatar Airways.

Можно ожидать, что аутсорсинг будет продолжаться. Cathay Pacific может выполнять рейсы Катар-Гонконг, LATAM Airlines заменит Qatar Airways на рейсах в Сан-Паулу. Финский национальный авиаперевозчик Finnair может взять на себя маршрут в Хельсинки. Oman Air, у которой есть тесное соглашение о сотрудничестве, может взять на себя рейсы Доха-Маскат.

Андрей Бочкарев