Роль стартапов в авиационной и космических отраслях

Расцвет стартапов в авиационной отрасли начался в 2010 году, когда Илон Маск (SpaceX), Джефф Безос (Blue Origin) и Бертран Пиккар (Solar Impulse) — столь же успешные люди, как и неисправимые романтики, представили миру свои инициативы. С блеском в глазах они утверждали, что даже небольшие частные компании могут конкурировать на рынке с крупными корпорациями.

Летающий автомобиль

Летающий автомобиль , разработаный стартапом

Сегодня дело очевидно: авиационная отрасль — это открытый океан возможностей для стартапов. Новые игроки не только предлагают инновационные решения, но и кардинально меняют правила игры на рынке.

Мечты и реальность

Аэрокосмическая отрасль становится привлекательным сектором для частных инвесторов. Все указывает на то, что в ближайшие годы тенденции в этой отрасли создадут небольшие компании с большим потенциалом для инноваций. В аэрокосмическом секторе появляется все больше новых игроков: анализ исследовательской компании NewSpace Global показывает, что с 2013 года число стартапов увеличилось почти в десять раз со 120 до более 1000. Молодые инженеры могут реализовать свои замыслы благодаря капиталу инвесторов. Согласно анализу британского фонда Seraphim Capital, только в 2018 году сумма инвестиций в воздушные стартапы превысила 3,3 миллиарда долларов США. В период с 2012 по 2017 год отрасль привлекла средства в размере 10,2 млрд. Долларов США, что в три раза больше, чем было в ее распоряжении всего 10 лет назад.

По словам Эриха Фишера, аналитика Deloitte, авиационная отрасль за последние 25 лет практически не развивалась. Каждая вторая компания в этом секторе не изменила стратегию или бизнес-модель или просто проигнорировала необходимость адаптироваться к новым требованиям рынка и растущей конкуренции. Именно поэтому у стартапов есть все шансы догнать отраслевых гигантов. Небольшие компании с частным капиталом работают на основе совершенно иной бизнес-модели, чем государственные предприятия или международные корпорации.

Они прилагают все усилия, чтобы снизить конечную стоимость своих продуктов и услуг, что делает их более доступными для более широкого круга клиентов. Чтобы достичь этого, они должны быть более динамичными, развивать более инновационные идеи и использовать технологии и решения из различных секторов. Примером может служить SpaceX, проектирование и разработка ракеты-носителя Falcon 9 заняли пять лет и потребовали инвестиций в размере 400 миллионов долларов США. Для сравнения: NASA стоило бы 1,4 миллиарда долларов для реализации того же проекта, согласно его собственным расчетам.

Доступ в космос

Авиационный и космический рынок был открыт для стартапов, когда барьеры для входа в отрасль были сняты. За последние десятилетия технологии и компоненты стали не только лучше, но, прежде всего, дешевле. Благодаря этому частные компании сейчас присутствуют практически во всех сегментах авиационной отрасли. В настоящее время наиболее быстро растущими отраслями авиационной промышленности являются: производство беспилотных летательных аппаратов, спутников и систем связи в космосе, а также услуги, связанные с обслуживанием космической и авиационной инфраструктуры, а также туристические суборбитальные полеты.

Примером являются китайские стартапы Space Transportation и Linkspace, которые недавно успешно отправили в космос многоразовые ракеты, являющиеся более дешевыми версиями ракеты Falcon 9. Швейцарская компания Gamaya производит беспилотники для использования как в традиционном, так и в органическом сельском хозяйстве. Британский стартап OneWeb размещает новые миниатюрные спутники на низкой околоземной орбите, с помощью которых он намерен предложить к 2021 году высокоскоростной доступ в Интернет по всему миру.

Другая британская компания под названием Orbex готовится к коммерческому запуску своей ракеты Prime, предназначенной для запуска сверхлегких спутников. В 2023 году компания планирует вывести на орбиту наноспутник швейцарского стартапа Astrocast, который намерен создать глобальную сеть, поддерживающую технологию Internet of Things («интернет вещей»). В 2021 году канадская компания LEO начнет оказывать услугу по мониторингу химического состава поверхности планеты и космических отходов. Приведенные выше примеры можно продолжать, но все они подтверждают тезис о том, что компании с частным капиталом шли от слов к делу; от исследований и прототипов до коммерческих версий своих продуктов и предоставления услуг.

AeroMobil

AeroMobil

Стартапы не боятся экспериментировать, в результате чего на наших глазах появляются новые виды транспорта, рынки и категории потребителей. Примером может служить сотрудничество Dassault Systèmes со словацкой компанией AeroMobil, которая собирает заказы на летающий автомобиль с функцией вертикального взлета и посадки (премьера первого экземпляра должна состояться в 2020 году). Такая конструкция позволяет путешествовать независимо от рельефа местности или погодных условий: в воздухе, если небо безоблачно, или на дороге в случае неблагоприятных погодных условий. Работа над проектом такого типа требовала тесного сотрудничества между двумя секторами: авиационным и автомобильным. Чтобы такое средство получило необходимый сертификат, оно должно соответствовать требованиям, принятым в обеих отраслях. Появление этого вида транспорта может инициировать развитие новых видов предпринимательской деятельности, таких как школы для водителей/пилотов, мастерские, обслуживающие такие подразделения, и т. д.

Что позволяет стартапам конкурировать на равных с крупными корпорациями? Меньшие компании имеют точно такие же инженерные и маркетинговые инструменты, что и лидеры рынка. В настоящее время стартапы пользуются преимуществами облачных вычислений, технологии распознавания изображений, больших данных, а также инструментов бизнес-анализа и цифровых ИТ-платформ. Примером является американская компания Boom Technologies, которая благодаря платформе 3DEXPERIENCE от Dassault Systèmes могла ускорить работу над самолетом Overture. Ожидается, что это коммерческое воздушное судно сможет достигать скорости 2,2 Маха и сделает сверхзвуковое путешествие популярным и доступным.

Эта же платформа используется для проектирования, производства и сертификации продукции Airbus. Стартапы характеризуются большей гибкостью и мобильностью. Совершенствуя свои продукты, они используют методологию Agile, а также могут легко искать новые рыночные ниши и успешно занимать их. Таким образом, они получают преимущество перед крупными корпорациями.

Что нас ждет в будущем?

Когда дело доходит до массового использования новейших технологий, продуктов и услуг, возможности действительно впечатляют. Согласно анализу Bank of America, к 2040 году стоимость космического рынка вырастет с 339 млрд до 2,7 трлн долларов. В то же время, по оценкам Boeing, стоимость рынка коммерческих пассажирских рейсов превысит 2 триллиона долларов США. Оценки показывают, что частные компании с высоким инновационным потенциалом присоединятся к гонке за долю рынка в ближайшие годы.

Нынешние лидеры рынка не собираются сдаваться без боя. Крупные компании также хотят использовать инновации стартапов. С этой целью они создают инфраструктуру, ориентированную на создание внутрифирменных стартапов, приобретают целые команды и покупают технологии, доступные на рынке, а также создают корпоративные фонды и устанавливают партнерские отношения с другими компаниями. В качестве примера можно привести Airbus, чья внутренняя программа активизации стартапов под названием Airbus Bizlab за последние четыре года помогла реализовать 72 внешних и 54 внутренних проекта. Dassault Systèmes управляет собственной программой 3DEXPERIENCE Lab, которая помогает стартапам разрабатывать новые концепции, связанные с воздушным транспортом следующего поколения.

Проект БПЛА на солнечных батареях Xsun

Проект БПЛА на солнечных батареях Xsun

В этой программе участвует стартап Xsun, который разрабатывает новые типы беспилотных самолетов большой дальности на солнечных батареях. Работая под патронажем того же предприятия, стартап Zero 2 Infinity работает над дешевой и экологической платформой для размещения небольших спутников на орбите с использованием стратосферных воздушных шаров. В 2017 году Boeing создал фонд HorizonX, задача которого  найти и инвестировать в наиболее перспективные предприятия. Northrop Grumman, Lockheed Martin и Raytheon тесно сотрудничают со стартапами, специализирующимися на спутниках. Lockheed Martin владеет акциями Terran Orbital, который предлагает услуги спутникового мониторинга государственным органам. Это означает, что количество стартапов и уровень инноваций будут только расти.

Уровень риска для стартапов относительно высок; намного выше, чем в других отраслях. Высокие затраты на тестирование означают, что бюджеты максимально снижают погрешности и исключают возможность ошибок. Мечты о быстром внедрении на рынок новых технологий и продуктов сталкиваются с высоким спросом и длительным процессом сертификации. В этом отношении использование интегрированных цифровых решений может значительно облегчить функционирование компаний с высоким потенциалом для инноваций.

Платформа 3DEXPERIENCE от Dassault Systèmes предлагает новые методы проектирования, производства, тестирования, сертификации и обслуживания. Она автоматизирует многие рутинные действия, экономя время на проектах. В результате стартапы могут ускорить программы исследований и разработок и первыми представить свои прототипы на рынке. Практика показывает, что инвестиции в оцифровку  окупаются через 6-18 месяцев. Подобные решения помогают стартапам не только выжить, но и добиться успеха на достаточно требовательном рынке. Реализация этих амбициозных целей основана на тщательном и эффективном управлении ресурсами, надлежащем выборе деловых партнеров, получении средств, а также знаний, опыта, и оптимизации бизнес-процессов.

Андрей Бочкарев