Экипаж самолета украинской авиакомпании Azur Air Ukraine покинул самолет после того, как в Щецин была перевезена последняя группа украинских беженцев, которые находились на отдыхе в Египте, когда в Украине начались военные действия. Члены экипажа сообщили сотрудникам аэропорта, что больше не работают на авиаперевозчика. С тех пор самолет стоит в аэропорту Щецина. Если владелец воздушного судна не потребует его возврата, оно, скорее всего, будет продано с молотка.

Boeing 737-800 — двухмоторный узкофюзеляжный реактивный самолет, выпускаемый в различных модификациях с 1967 года. Именно такая машина, длиной 40 метров, с крейсерской скоростью 842 км/ч, прилетела в аэропорт Щецин-Голенюв с египетского курорта Шарм-эль-Шейх, расположенного на Синайском полуострове, в четверг (17 марта) около 09:00: 00, перевозя украинских беженцев, отправившихся на отдых в Африку, еще до вооруженного нападения России на Украину. 150 украинцев вылетели в аэропорт Западного Поморья на борту B738, принадлежащего Azur Air Ukraine.
После агрессии российских вооруженных формирований против Украины правительство в Киеве приняло решение о репатриации своих граждан, проживающих на Африканском континенте. Все самолеты должны были приземлиться в Щецине. Боинг 737 должен был продолжить свой маршрут в Стамбул. После начала войны туристы, отдыхавшие у Красного моря, не могли вернуться в свои дома. Таким образом, более 4000 беженцев прибыли в Щецин.
Экипаж сбежал
После последнего рейса экипаж с пассажирами покинул аэропорт. Экипаж, по утверждению сотрудников аэропорта, заявил, что больше не работают в компании Azur Air Ukraine, которая связана с российским перевозчиком UTair Aviation.
«Члены экипаж покинул борт и сообщили, что они больше не являются сотрудниками Azur Air, они уволены и не имеют возможности вылететь другим рейсом на этом самолете», — сказал представитель аэропорта Щецина Кшиштоф Домагальский.
Вот тут и возникает вопрос: экипаж был распущен во время рейса или до него? Если в процессе, то здесь мы имеем дело с недальновидностью владельца авиакомпании, граничащей с глупостью. Если раньше, то это будет означать, что украинцы формально угнали самолет, чтобы попасть в Польшу. Вне зависимости от хода событий, с учетом запрета полетов над Польшей для российских машин, вернуть самолет может оказаться действительно непростой задачей.
Боинг 737-800 в настоящее время припаркован на стоянке, ожидая, когда его заберут. Когда владелец сообщит о желании вернуть брошенную машину, неизвестно. Салон самолета прошел уборку, а каждый последующий день стоянки стоит 150 долларов. «На данный момент хозяин самолета не объявился. Мы полагаем, что он появится в течение нескольких десятков дней. Если этого не произойдет, через Управление гражданской авиации мы попытаемся выяснить, кто именно является владельцем, и направим соответствующее письмо о том, что такой самолет находится у нас и что мы приглашаем вас забрать его», — добавил Домагальский.
Парковка на 200 лет
Подобные ситуации уже были в авиационной отрасли. Самолет останавливают в аэропорту, например, когда авиакомпания вовремя не выплачивает лизинговые платежи. Во время продолжающейся войны на Украине такова судьба самолетов из России. Власти РФ заявили, что Boeing или Airbus, арендованные у западных финансовых структур, теперь являются их собственностью.
Власти аэропорта Щецин-Голенюв ждут вестей владельца самолета, потому что просто не могут избавиться от машины. «Это не скутер, стоимость которого соответствует сумме штрафа за парковку. Это самолет стоимостью не менее 50 миллионов долларов. При стоимости 150 долларов за сутки парковки мы можем его конфисковать примерно через 200 лет», — подсчитал пресс-секретарь.
Связан с российской Azur Air
Azur Air Ukraine — украинская авиакомпания, основанная в 2008 году как «ЮТэйр-Украина». Это был украинский филиал российской материнской компании «ЮТэйр», обслуживающий как внутренние, так и международные рейсы.
В октябре 2015 года было объявлено, что туроператор Anex Tours поглотит «ЮТэйр-Украина» у «ЮТэйр-Авиа» для проведения ребрендинга «Азур Эйр Украина». Авиакомпания стала чартерным перевозчиком. Несколькими неделями позже Anex также купила российскую Azur Air, чья «новая» украинская Azur Air теперь является дочерней компанией. Флот Azur Air Ukraine состоит из следующих 11 самолетов: четыре 189-местных Boeing 737-800, три 273-местных B757-300, три 334-местных B767-300ER и один B777-300ER.
Авиакомпании выполняли рейсы на курорты Болгарии (Бургас), Египта (Хургада, Шарм-эль-Шейх), Индии (Гоа), Мексики (Канкун), Испании (Барселона), Таиланда (Пхукет), Туниса (Энфида), Турции (Antalya, Бодрум, Даламан), Дубай (ОАЭ) и Вьетнам (Нячанг). Перевозчик также летал в Доминиканскую Республику (Ла-Романа, Пунта-Кана), Шри-Ланку (Коломбо) и на Мальдивы.
Андрей Бочкарев