Конфликт между ирландской авиакомпанией Ryanair и правительством Бельгии продолжается. Перевозчик, который рассчитывает получить более миллиарда евро прибыли в 2022 году, планирует расширяться по всей Европе, несмотря на признаки рецессии, но генеральный директор Ryanair Майкл О’Лири не верит в бельгийскую экономику и угрожает выйти из бизнеса в Бельгии. Это означает, что базы Ryanair в Шарлеруа и главном аэропорту Брюсселя — Завентем могут быть закрыты.“Я не вижу перспектив роста Ryanair в Бельгии в ближайшие 12 месяцев. Это дорогая моему сердцу страна, но из-за деятельности профсоюзов у нее странная экономическая модель”, — пожаловался Майкл О’Лири в интервью бельгийской газете La Libre Belgique.
Наш источник сообщает, что руководство группы Ryanair предупредило, что авиакомпания в ближайшие две недели может закрыть несколько европейских баз, в том числе две в Бельгии. “Аэропорт Брюссель-Завентем является одной из баз, за которыми мы очень внимательно следим. Я не могу гарантировать, что мы не закроем его этой зимой. Мы также думаем об отзыве самолетов из Шарлеруа. Наши самолеты будут летать из мест, где мы можем увидеть рост, и где мы можем улучшить нашу недорогую модель. Если у нас будет более выгодная сделка с другим аэропортом, мы перебазируемся”, — сказал О’Лири.
О’Лири: виноваты профсоюзы
Закрытие базы Ryanair в аэропорту Брюссель-Завентем и, в частности, основной базы Бельгии в Шарлеруа окажет колоссальное влияние на то, как бельгийцы путешествуют за границу. Ирландская авиакомпания связывает Бельгию с остальной Европой благодаря низким ценам на билеты, поскольку Brussels Airlines, флагманская бельгийская авиакомпания, выполняющая рейсы в главный аэропорт столицы Европы и обратно, являясь традиционным перевозчиком, предлагает перелеты по ценам, недоступными для всех.
Некоторые считают, что Ryanair пытается оказать давление на бельгийские власти, чтобы они улучшили условия своей авиационной деятельности, которая страдает от забастовок и споров по поводу условий труда. Ирландский бюджетный оператор также хотел бы получить дополнительные субсидии на свои рейсы или получить скидки, или освобождение от авиационных налогов в аэропорту Брюссель-Завентем.
В июле руководство Ryanair пригрозило покинуть бельгийский рынок после того, как рабочие объявили о забастовке. Протестующие пилоты требовали лучшей индексации заработной платы. Планы летнего расписания полетов были сорваны серией забастовок бортпроводников и членов летного экипажа Ryanair.
Бельгийские профсоюзы были чрезвычайно организованы и в течение всего лета проводили повторяющиеся акции. Между Ryanair и профсоюзами существует давний конфликт, и ранее О’Лири приказал бастующим бельгийским сотрудникам “заткнуться и идти на работу”. Директор группы ирландских авиакомпаний также призвал рассматривать Бельгию как страну, где “забастовки являются национальным хобби… любимым занятием”.
Генеральный директор считает, что волна летних забастовок мало повлияла на бизнес и репутацию Ryanair в Бельгии. “Наши клиенты не отвернутся от нас. Нам пришлось отменить только два процента наших рейсов. Это немного. В Бельгии у клиента есть выбор: заплатить 40 евро за билет или несколько сотен евро, которые пассажир платит за билет Brussels Airlines”.
Развитие в Северной Африке
Майкл О’Лири недоволен бельгийским правительством, которое в апреле прошлого года ввело налог на пассажиров. Предполагается, что сбор непропорционально сильно повлияет на Ryanair. “Кто это придумал? Брюссельские авиалинии, которые летают через Франкфурт на своих дальнемагистральных рейсах, не платят. Это шутка?! Вы предпочитаете облагать налогом бедных, путешествующих с Ryanair. Вдобавок к этому дурацкому налогу, который наказывает бельгийские аэропорты, руководству порта Завентем пришла в голову гениальная идея повысить тарифы, в то время как аэропорт потерял 30 процентов своего движения из-за пандемии коронавируса”, — сказал О’Лири.
В то время как Ryanair считает, что ирландская авиакомпания переживет любую грядущую экономическую рецессию, генеральный директор признал, что скоро произойдет неизбежный рост цен на авиабилеты. Но О’Лири говорит, что рост цен не положит конец недорогим перелетам.
“Я никогда не говорил, что это конец дешевых полетов, но мы, вероятно, не увидим рейсов по 10 евро в ближайшие несколько лет. Наши акции должны колебаться от 15 до 20 евро. Что касается нашей средней цены, которая до COVID-19 составляла 40 евро, то в ближайшие пять лет она, несомненно, вырастет до 50 евро. Наша модель далеко не сломана”, — сказал О’Лири.
Авиакомпания отказалась от некоторых амбициозных проектов, таких как трансатлантические рейсы и сообщения с Ближним Востоком, где уже добилась успехов венгерская бюджетная авиакомпания Wizzair. “Мы будем продолжать развиваться в Европе. Мы также хотели бы расширить наш бизнес в странах Северной Африки, в частности, в Марокко”, — добавил глава Ryanair.
Андрей Бочкарев