Немецкая флагманская авиакомпания Lufthansa объявила о прекращении сотрудничества с туристическим перевозчиком Condor. Lufthansa использовала свои рейсы во Франкфурт, чтобы обеспечить пассажиров Condor стыковочными сообщениями. Однако немецкий UOKiK запретил Lufthansa расторгать долгосрочные соглашения о сотрудничестве с чартерной авиакомпанией, заявив, что национальный перевозчик мешает Condor конкурировать на дальнемагистральных маршрутах.
“Lufthansa согласилась продлить контракт с Condor на фидерные рейсы до конца октября 2022 года, не будучи юридически обязанной сделать это”, — прокомментировал решение регулятора представитель Lufthansa.
Как сообщает наш источник, Федеральное антимонопольное управление Германии затруднило для Lufthansa расторжение контракта до дальнейшего уведомления после жалоб, поданных правлением Condor. Второй по величине немецкий перевозчик считает, что Lufthansa злоупотребляет своим доминирующим положением на местном рынке. Lufthansa уже несколько раз приостанавливала сотрудничество, но теперь на основании решения офиса контракт продлен до 31 октября.
В соответствии с давним соглашением, Condor смогла бронировать дополнительные рейсы, выполняемые перевозчиками Lufthansa, для выполнения собственных дальнемагистральных рейсов. Но перевозчик из Star Alliance в декабре 2020 года заявил, что намерен расторгнуть контракт на фидеры, заявив, что “было бы безответственно пренебрегать производственными мощностями собственных самолетов” при сокращении рабочих мест в компании из-за пандемии.
Condor не управляет фидерной сетью, и текущее состояние исследований указывает на то, что крупные транспортные узлы, такие как Франкфурт, не имеют достаточных мест для развития такой сети. Пассажиры, которые бронируют фидерный рейс в хаб Lufthansa, в среднем будут жить не менее 300 км от аэропорта вылета своего дальнемагистрального рейса. Согласно анализу, междугородний железнодорожный или автобусный транспорт не является для них альтернативой.
“На этом основании пассажиры Condor со всей Европы могут продолжать пользоваться трансферными билетами Lufthansa и ее авиакомпаний, а затем летать дальнемагистральным Condor. После вмешательства Bundeskartellamt авиакомпания Lufthansa несколько раз временно приостанавливала первоначальное прекращение этих деловых отношений на ограниченный период, последний раз до 31 октября 2022 года. Мы пришли к выводу, что в соответствии с законодательством о конкуренции Condor имеет право на доступ к фидерным рейсам Lufthansa и по истечении этого времени”, — говорится в заявлении председателя Bundeskartellamt (Федерального антимонопольного органа) Андреаса Мундта.
Lufthansa должна выполнить “особые обязательства по отношению к другим участникам рынка”.
Власти заявили, что “нет никаких сомнений” в том, что Lufthansa является единственной авиакомпанией в стране, которая может предложить обширную сеть фидерных рейсов из Европы в крупные немецкие узлы во Франкфурте, Мюнхене и Дюссельдорфе. Из-за этого доминирующего положения Lufthansa подлежит мерам по борьбе с мошенничеством в соответствии с законодательством о конкуренции и, следовательно, должна выполнять особые обязательства по отношению к другим участникам рынка.
По данным немецкого антимонопольного регулятора, если Condor потеряет клиентов, которые хотели бы воспользоваться фидерными рейсами, это будет иметь серьезные экономические последствия как для компании, так и для всей конкуренции, вплоть до 30 процентов пассажиров (в зависимости от сезона) дальнемагистральных рейсов Condor, пользующихся дополнительными сообщениями, предоставляемыми Lufthansa.
Lufthansa может подать апелляцию
Федеральное антимонопольное управление также приняло решение предоставить Condor больше прав, чем было получено в результате сотрудничества до сих пор. Авиакомпания Condor Holiday теперь будет иметь доступ к большему количеству классов бронирования, чем раньше, для дополнительных рейсов. Пассажиры, купившие билет на сайте Condor, без проблем забронируют место в более высоком классе обслуживания на фидерном рейсе до хаба Lufthansa, при наличии мест.
“Решение не повлияет на планы Lufthansa сосредоточиться на дальнемагистральных туристических рейсах. Lufthansa по-прежнему может оптимизировать бронирование и контроль цен для своих пассажиров в соответствии со своими потребностями. Однако Lufthansa не должна технически препятствовать доступу к системам бронирования”, — добавил Мундт. Решение еще не окончательное. Lufthansa может подать апелляцию в Высший земельный суд Дюссельдорфа в течение одного месяца.
Только на основании специальных пропорциональных соглашений (СПС), заключенных авиакомпаниями, Condor может предложить гарантированную перевозку из аэропорта вылета в конечный пункт с зарегистрированным багажом, посадочными талонами, оформленными в первом аэропорту вылета, и полную защиту в случае авиакатастрофы, задержки или отмены рейса. Lufthansa, в свою очередь, получает дополнительные доходы для финансирования своей сети ближнемагистральных рейсов. Если контракты будут расторгнуты, Condor не получит других альтернатив для перевозки пассажиров, которым нужно как-то добраться, например, до Франкфурта.
“Lufthansa согласилась продлить Соглашение о специальных услугах (SPA) с Condor для фидерных рейсов до конца октября 2022 года без юридических обязательств сделать это. Это дает Condor возможность безопасного бронирования до конца летнего туристического сезона. Lufthansa анализирует решение Федерального антимонопольного ведомства Германии и представит исчерпывающее заявление по этому поводу”, — сообщил представитель немецкой авиакомпании Lufthansa.
По оценке Bundeskartellamt, достаточный уровень конкуренции с точки зрения услуг и цен возможен только на уже высококонцентрированных рынках промежуточных и междугородных перевозок, если Condor будет иметь доступ к услугам upstream доминирующей Lufthansa. С другой стороны, если Condor потеряет клиентов, которые хотели бы воспользоваться фидерным рейсом, это будет иметь серьезные экономические последствия как для компании, так и для конкурентов. Как следствие, Lufthansa как действующий или потенциальный конкурент может иметь значительное конкурентное преимущество, а в некоторых случаях даже занимать доминирующее положение почти на 90 стыковочных рейсах по туристическим направлениям.
Андрей Бочкарев