Ryanair проведет переговоры с правительством Словении о запуске рейсов из Любляны

Бюджетная ирландская авиакомпания Ryanair и правительство Словении должны провести в этом месяце второй раунд переговоров о возможном запуске рейсов в балканскую страну и из нее. На этот раз лоукостер должен указать точные маршруты, которые он хочет установить, и способы, которыми правительство Словении могло бы оказать поддержку перевозчику. Если аэропортовые сборы будут сокращены, а авиакомпания получат субсидии, Ryanair готова открыть рейсы в Любляну и обратно уже в следующем году.Министерство экономического развития и технологий Словении, которое ведет переговоры о соглашении с Ryanair, предоставляет субсидии авиакомпаниям, выполняющим рейсы в аэропорт Любляны. Маловероятно, что в настоящее время сумма, распределенная между перевозчиками, удовлетворит потребности Ryanair. Пока государственные субсидии доступны только перевозчикам, уже выполняющим рейсы в столицу Словении. Десять авиакомпаний делят между собой 1,83 млн евро.

Основная причина решения о субсидии — восстановление авиасообщения после того, как балканская страна, как и многие страны мира, понесла серьезный экономический ущерб. По сообщению властей Словении, быстрое распространение коронавируса и его новых вариантов также привело к значительному сокращению числа иностранных туристов.

В этом отношении отчет, предоставленный европейским поставщиком статистических данных Eurostat, показал, что в аэропортах Словении в 2020 году произошло самое большое падение пассажирских авиаперевозок, с совокупным снижением на 83,3 проц., что является самым резким среди всех государств-членов Европейского Союза.

Ryanair: в Любляне слишком высокие аэропортовые сборы

Ryanair неоднократно критиковала аэропорт Любляны за высокие аэропортовые сборы. Если сборы, уплачиваемые перевозчиками, будут снижены, бюджетные авиакомпании будут заинтересованы в том, чтобы предлагать рейсы в столицу Словении и из нее со следующего года. Правительство Словении предложило ирландскому лоукостеру в качестве альтернативы Fraport Ljubljana аэропорт Марибора. Ранее в этом году руководство аэропорта в Мариборе провело переговоры с Wizz Air, венгерским конкурентом Ryanair, о потенциальном предложении сезонных рейсов во второй по величине город Словении, при этом венгерский оператор подал заявку на субсидию в размере почти миллиона евро, что в конечном итоге оказалось неприемлемым. Ирландский бюджетный перевозчик в последний раз летал в Марибор и обратно пятнадцать лет назад.

Правительство Словении объявило, что проанализирует возможность реализации соответствующих мер поддержки для улучшения воздушного сообщения страны с ключевыми направлениями “на экономически выгодных условиях”. Однако власти признали, что стране срочно нужны прямые рейсы в ключевые пункты назначения в Европе и на Ближнем Востоке. Прошло два с половиной года после банкротства флагманского авиаперевозчика Словении Adrii Airways, и Словения все еще пытается заполнить предложение направлений, предлагаемых национальным авиаперевозчиком. Негативное влияние оказала и пандемия коронавируса, в частности ее последствия для авиационной отрасли. В июне Международный совет аэропортов признал Словению страной с наихудшим воздушным сообщением в Европе. Аэропорт Любляны занял 378-е место из 476 аэропортов на европейском континенте по количеству рейсов и количеству сообщений в сети.

В Словении завершен государственный тендер на улучшение воздушной мобильности страны. Финансирование было выделено всем десяти перевозчикам, подавшим заявки на участие в тендере. Среди победителей следующие авиакомпании: Lufthansa, Swiss International Air Lines, Brussels Airlines, Air Serbia, Air Montenegro, Turkish Airlines, Wizz Air, easyJet, Flydubai, а также национальный перевозчик Польши – LOT Polish Airlines. Бюджетная авиакомпания из Объединенных Арабских Эмиратов в список получателей субсидий включена впервые. Все остальные перевозчики воспользовались аналогичным механизмом финансирования, действовавшим в прошлом году.

Международный аэропорт в Любляне
Международный аэропорт в Любляне

Министерство экономического развития и технологий Словении не уточнило конкретные суммы, выделенные отдельным авиаперевозчикам. Финансовые средства распределялись в течение 12 месяцев в зависимости от количества применимых методологий, количества пассажиров, частоты рейсов и предлагаемой вместимости. В прошлом году крупнейшими бенефициарами стали такие авиакомпании, как Lufthansa, Turkish Airlines и Air France. Стоит отметить, что ни Air France, ни ее бюджетная дочерняя компания Transavia на этот раз не подали заявку, несмотря на соответствие всем требованиям тендера.

“Включение Словении в глобальные рыночные тенденции имеет большое значение. У нас экспортоориентированная экономика, и мы можем конкурировать только тогда, когда наши предприниматели физически присутствуют на мировых рынках, а это нам обеспечивает регулярное и надежное авиасообщение. Хорошее воздушное сообщение еще более важно в летний туристический сезон, поэтому мы хотим привлечь в Словению как можно больше иностранных гостей”, — сказал Матьяж Хан, министр экономического развития и технологий Словении, комментируя результаты тендера.
“Мы понимаем, что возвращение всех перевозчиков и предложение новых маршрутов будет более длительным процессом, но благодаря этим субсидиям мы предприняли соответствующие шаги для поддержания международного авиасообщения”, — добавил министр.

Для создания новой национальной авиакомпании необходим политический консенсус Вновь избранное правительство Словении объявило, что готово обсуждать этот вопрос с заинтересованными сторонами. “Нам придется начать обсуждать, есть ли возможность создания новой авиакомпании или мы должны субсидировать определенные маршруты. Необходим диалог со всеми заинтересованными сторонами”, — сказал Матьяж Хан.

Ранее в этом месяце недавно сформированное коалиционное правительство развеяло надежды на создание новой национальной авиакомпании вместо ныне несуществующей Adria Airways, хотя две из трех партий, входящих в новый кабинет, поддерживают эту концепцию. В коалиционном соглашении, подписанном тремя сторонами, говорилось, что создание нового перевозчика не планируется. Правящая тройка проанализирует соответствующие меры поддержки для улучшения воздушного сообщения страны с ключевыми направлениями “на экономически выгодных условиях”.

Новым министром финансов Словении назначен бывший генеральный директор Adria Airways Клемен Боштянчич, возглавлявший авиакомпанию в 2011 и 2012 годах. Боштянчич принял масштабные меры по сокращению расходов, что стабилизировало финансовое положение перевозчика. Однако это далось большой ценой, поскольку компания сократила маршрутную сеть, что привело к значительному снижению количества пассажиров. Кроме того, генеральным секретарем Министерства финансов был назначен Рок Маролт, который до этого был главой Агентства гражданской авиации Словении, а в 2012 году был операционным директором Adria. Кроме того, новый министр инфраструктуры Словении Аленка Братушек, которая занимала ту же должность во время краха Adria и является бывшим премьер-министром, ранее в этом году сообщила нашей редакции, что ее стране срочно нужна новая национальная авиакомпания.

Мэр Любляны Зоран Янкович недавно заявил, что центральному правительству необходимо сделать больше для обеспечения полетов из столицы Словении на ключевые европейские рынки. “Самая большая проблема в туризме – это наш аэропорт. Количество рейсов недостаточно”, — отметил Янкович. По данным портала OAG, самыми загруженными неподдерживаемыми маршрутами из Любляны являются те, которые ранее обслуживала Adria. К ним относятся Бухарест, Копенгаген, Скопье, Афины, Стокгольм, Барселона и Прага.

Оператор аэропорта Любляны Fraport Slovenija отметил, что поддержит любое решение, которое будет устойчивым и улучшит сообщение. Наряду с Беларусью Словения является самым медленно восстанавливающимся авиарынком в Европе после пандемии коронавируса.

Андрей Бочкарев