Самолеты и птицы – вечная вражда

Самолеты сталкиваются с птицами постоянно. В авиации это обычное явление, которое  называется английским словом «страйк» и, как правило, оно не представляет опасности. Конечно, пернатые при этом погибают, но пассажиры, а часто и экипаж – понятия не имеют о том, что произошло.

Многие задаются вопросом, что будет, если птица попадет в турбину. Ничего страшного, она просто сгорит. Но если птица весит более трех килограмм, то это уже другая история – в подобных ситуациях нередко совершается экстренная посадка. И таких случаев за год только в России или Европе происходит несколько тысяч. После крупного столкновения воздушное судно обязано вернуться в аэропорт или приземлиться на запасном аэродроме, а пассажиров переводят на другой борт.

Если крупная птица попала в двигатель

К сожалению, птицы, не желая того, могут нанести крупный вред самолетам. Все помнят, что произошло в России в августе 2019 года: пилот был вынужден посадить  воздушное судно в поле. У него отказали оба двигателя, и это случилось из-за столкновения со стаей птиц. Все завершилось благополучно, но это не отменяет той потенциальной огромной опасности, которой подвергались люди.

Как же происходят такие столкновения? Это обычно случается при взлете или посадке, поскольку птицы редко летают выше 200 метров. Воздушное судно в этот момент двигается сравнительно медленно, и не имеет возможности маневрировать. Если пернатые попадают в корпус, то ущерба  не будет. Но есть риск повреждений, если птица весом более трех килограмм попала в двигатель. В такой ситуации может возникнуть пожар и отказ мотора.

Если происходит такой инцидент, то пилоты во время полета включают систему тушения пожара и отключают двигатель. Второй двигатель позволяет беспрепятственно вернуться в аэропорт. Но вот если пернатые попали в оба мотора сразу, как случилось с самолетом «Уральских авиалиний», то это уже серьезно: воздушному судну приходится планировать, а пилотам – искать место для экстренной посадки.

Если авиалайнер улетел недалеко, то он успеет вернуться в аэропорт, если же высота уже более тысячи метров, то ему придется приземлиться на любую территорию, в поле, на воду, на шоссе, и тут все зависит от действий экипажа. На «мягкую» поверхность воздушное судно сядет без шасси. Планировать без двигателя самолет может недолго: не более 30 километров, если он не успел высоко подняться.

Если самолет из-за столкновения с птицами лишился работы обоих двигателей, то в действие вступает вспомогательная силовая установка. Она вырабатывает энергию, достаточную для того, чтобы совершить аварийную посадку, поэтому все приборы продолжают работать.

К сожалению, не всегда пилотам хватает опыта, а главное, времени, чтобы принять верное решение. Хорошо, когда происходит «чудо», как случилось на кукурузном поле в России или на Гудзоне в США, когда самолет сел на воду, и никто не пострадал. Но по факту у летчика всего 5-10 секунд, чтобы проанализировать ситуацию и верно направить воздушное судно. Из-за стресса это трудно, поэтому может произойти авиакатастрофа.

Защита от птиц

Некоторые думают, что проблемы с птицами можно решить, установив защитные решетки у двигателя. Но сделать это не так просто, поскольку сила столкновения будет огромной, и даже самая прочная сетка может не выдержать, а если делать ее слишком толстой, она будет мешать работе мотора.  Может случиться, что решетка попадет в двигатель вместе с птицей, и тогда последствия точно будут плачевными.

Если птица попадет не в двигатель, а в иллюминатор или стекло кабины пилота, то ничего страшного не произойдет. Их делают такими прочными, что они выдерживают и более сильные удары. Корпус тоже прочен, но даже при повреждении его внешних слоев, салон останется герметичным.

Какие же меры принимаются, чтобы не допускать столкновения птиц с самолетами? Прежде всего, рев и гул воздушного судна отпугивает пернатых.  Кроме того аэропорты и авиалайнеры оборудованы дополнительными устройствами, которые издают звуки, неприятные для птиц. Но, к сожалению, практика показывает, что такие меры не всегда эффективны.

Больше всего работ осуществляется не в отношении того, как защитить самолеты от птиц и птиц от самолетов. Проекты касаются мгновенного распознавания причиненного вреда и объективной оценки целесообразности возвращения в аэропорт. Создаются специальные датчики и системы, которые сообщат пилоту о месте и силе удара и последующих действиях.

Если удар был не сильным, то воздушное судно не станет совершать «перестраховочное» приземление и спокойно проследует дальше. Если же опасность велика, то система не только порекомендует, как и где приземлиться, но и сообщит в аэропорт, чтобы службы были готовы его принять, вплоть до подготовки поврежденных запчастей.

Как ни странно, но создать такие умные системы проще, нежели изобрести защиту от птиц, которая не позволяла бы им приближаться к воздушному судну. Пока мерами против пернатых остаются звуковые установки и качественная подготовка пилотов. Разумеется, аэропорты стараются строить подальше от места гнездования птиц. Но все это не дает гарантии, что столкновения не случится, поэтому самолеты и птицы так и остаются заклятыми врагами.