Страницы истории авиации: Fiat G.12 – последний итальянский трехмоторный самолет

Fiat G.12
Характерной чертой многих итальянских пассажирских и военных самолетов на рубеже 1930-1940-х годов была трехмоторная конструкция. Последними самолетами, произведенными в этой конфигурации, были пассажирский Fiat G.12 и его увеличенная версии G.212.

Fiat G.12
Fiat G.12

На рубеже 1930-1940-х годов строительная бригада завода Fiat во главе с инженером  Джузеппе Габрильего начала работу над трехмоторным пассажирским самолетом Fiat G.12. Машину предполагалось использовать для обслуживания европейских маршрутов, а после адаптации и  для дальних перелетов,  включая даже в Японию.
Первый опытный образец нового самолета, получивший обозначение G.12C (C – civile, т.е. гражданский), поднялся в воздух 15 октября 1940 года. Машина имела длину 20 м при размахе крыла 28,6 м. Взлетная масса составляла 15 тонн. Силовая установка представляла собой 3 радиальных двигателя Fiat A.74 RC.42 мощностью 800 л.с. каждый, обеспечивающие максимальную скорость 396 км/ч, крейсерскую –  308 км/ч и дальность полета 2300 км. В базовой версии самолет принимал на борт 14 пассажиров.
Машина была заказана авиакомпанией Avio Linee Italiane и предназначена для обслуживания маршрута между Миланом, Венецией, Веной и Будапештом. В мае 1941 года была разработана другая версия машины, получившая обозначение G.12T, приспособленная для перевозки 22 солдат с полной экипировкой.
Планировались и другие версии, в том числе дальнемагистральные, но продолжающаяся вторая мировая война привела к тому, что работа над этими машинами не была завершена, ограничившись прототипами.
После окончания Второй мировой войны производство G.12 было возобновлено в слегка модернизированных версиях и продолжалось до 1950 года, всего было выпущено 104 единицы, в том числе 50 машин в версии G.12T. 19 января 1947 года была испытана версия G.212. Машина являлась развитием модели G.12 и отличалась более крупными габаритами и новыми двигателями.
Длина Fiat G.212 составляла 23 метра, размах крыла – 29,3 метра, максимальная взлетная масса – 17,5 тонны. Силовая установка представляла собой три четырнадцатицилиндровых радиальных двигателя Alfa Romeo 128,  позднее стали устанавливаться двигатели Pratt & Whitney R-1830-S1C3-G Twin Wasp мощностью 1065 л.с. каждый, обеспечивающие максимальную скорость 380 км/ч и крейсерскую – 300 км/ч  и дальность полета 3000 км. Самолет мог взять на борт 34 пассажира.
Производство версии G.212 продолжалось до 1950 года, когда было построено 19-26 машин в трех основных версиях. Несколько машин были перестроены в специализированные версии для армии. Пассажирские самолеты использовались итальянскими авиакомпаниями Ali Fiotte Riunite и Avio Linee Italiane, а несколько экземпляров отправились в Египет, Францию ​​и Кувейт. До 1952 года ВВС Италии использовали 11 самолетов G.212.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
До наших времен дожил один Fiat G.212. В связи с тем, что эти самолеты были произведены после Второй мировой войны, они стали последними итальянскими трехмоторными пассажирскими и военными самолетами в серийном производстве.
Андрей Бочкарев
Деловая авиация AVIAV TM