fbpx

Разработанный на рубеже 1940-х и 1950-х годов, Vought F7U Cutlass был одним из самых оригинальных, но, несмотря на это, уже забытых многоцелевых палубных самолетов, используемых ВМС США.

Vought F7U Cutlass
Vought F7U Cutlass

Работа над Vought F7U Cutlass началась в 1945 году. Затем ВМС США начали поиск нового палубного реактивного истребителя и штурмовика. Команда инженеров Chance Vought решила подойти к проекту нестандартно, создав самолет по схеме “бесхвостка”.

Официально проект был полностью разработан американской командой под руководством Рекса Байзеля, но, вероятно, на него повлияли как документы, полученные американцами во время оккупации Германии, относительно экспериментальных реактивных самолетов, так и сам Вальдемар Фойгт, ответственный за проекты истребителей Messerschmitt P.1110 и P.1112. Прототип самолета, получившего обозначение Vought F7U Cutlass, поднялся в воздух 29 сентября 1948 года. Помимо бесхвостой системы, машина отличалась высоко расположенной кабиной, которая была сдвинута максимально вперед для увеличения обзора.
Машина имела длину 12,5 м, размах крыла 12,1 м и максимальную взлетную массу 14 353 кг.

Первоначально силовая установка состояла из двух турбореактивных двигателей Westinghouse J34, которые в наиболее производимой версии были заменены на более мощные двигатели Westinghouse J46-WE-8B. Он обеспечивал максимальную скорость 1122 км/ч на форсаже, крейсерскую скорость 910 км/ч и дальность полета 1500 км. Вооружение состояло из 4 20-мм пушек. Машина оснащалась 4-мя подвесными узлами под крыльями общей грузоподъемностью 2500 кг, на которых можно было нести ракеты и бомбы.

Vought F7U Cutlass
Vought F7U Cutlass

Уже в начале испытаний F7U выяснилось, что он был сложной для пилотирования машиной со слишком слабой силовой установкой. Тем не менее испытания продолжались, и в 1951 году самолет наконец поступил в серийное производство. К 1955 году было построено 320 серийных машин и опытных образцов. Все три прототипа были утеряны в ходе испытаний, затем было построено 14 машин в версии F7U-1, прототип версии F7U-2 разбился так, что эта версия так и не была запущена в производство, а 20 декабря 1951 года поднялся в воздух прототип F7U-3, который стал базовым для машин серии 180 в этой версии. Дополнительно было построено 12 машин в версии F7U-3P (фото) и 98 машин в версии F7U-3M.

Использование Cutlas с самого начала было очень проблематичным. В ходе испытаний несколько машин было потеряно, а около 1/4 машин разбилось в результате несчастных случаев во время их эксплуатации. Всего погибло 4 летчика-испытателя и 21 пилот ВМС США. Поэтому уже в 1959 году было принято решение о снятии с вооружения машин этого типа — это произошло 2 марта. Большинство уцелевших машин было утилизировано, но до наших дней сохранилось не менее 7 экземпляров, которые оказались в музеях и коллекциях или ждут реставрации.

Гвоздем в крышку гроба проекта были, помимо многочисленных катастроф и происшествий, в основном плохие летно-технические характеристики самолета, который на практике мало чем отличался от других конструкций, используемых ВМС США того времени. Таким образом, выбор между проверенными конструкциями и постоянно вызывающим беспокойство Cutlass был очевиден.

Андрей Бочкарев