Независимо от того, какое решение примут правительства по так называемому Сovid-19, авиакомпании уже сами создают правила и вводят свои собственные документы, чтобы облегчить передвижение во время пандемии. “Правительства слишком медленно принимают решения по законам о вакцинации и тестировании на Covid-19”, – говорит Александр де Жюняк, генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
Пока что единственное реально работающее предложение – это приложение IATA Travel Pass. По словам вице-президента IATA Ника Керина, который отвечает в этой организации за контакты с аэропортами, пассажирами, грузами и безопасностью, самой большой проблемой является создание единого документа, подтверждающего, что человек прошел тестирование и вакцинацию. “Без него мы не двинемся”, – говорит замглавы IATA.
У ассоциации уже есть цифровая инфраструктура для системы IATA Travel Pass. На данный момент, однако, она бесполезна, пока правительства не договорятся об общих нормах и принципах.
IATA Travel Pass впервые проходит тестирование с 15 по 28 марта авиакомпанией Singapore Airlines на маршруте Сингапур-Лондон. Так что скоро мы увидим, как этот паспорт работает на практике.
Приложение включает данные пассажира о вакцинах и тестах, проведенных в специально оговоренных организациях. Эта информация дополняется личными данными и позволит авиакомпаниям и пограничным службам определить, имеет ли такой пассажир право лететь в заданном направлении.
“Как только мы установим общие стандарты, мы сможем создать целую экосистему”, – говорит Ник Керин.
Qatar Airways, Emirates, Etihad, IAG (British Airways, Iberia, Aer Lingus, Vueling), Air Baltic, RwandAir, Copa Airlines, Qantas, Air New Zealand и Gulf Air уже решили использовать проездной IATA Travel Pass.
Китайские перевозчики пока не входят в список авиакомпаний, готовых принять Travel Pass. Напротив, правительство в Пекине уже подписало соглашения с 20 странами об освобождении пассажиров авиакомпаний от карантина. Есть одно условие: у них должен быть документ о вакцинации китайской вакциной Sinovac.
“Обязательное вакцинирование путешественников – разумная идея, хотя она наверняка встретит противников, утверждающих, что это ограничивает свободу человека”, – говорят эксперты. Однако возможно, что свидетельство о вакцинации станет такой “визой”, разрешающей туристические поездки, но только тогда, когда доступность вакцин перестанет быть проблемой. Так же, как возможность быстрого теста на Covid-19 перестала быть проблемой.
Только этим летом не все, кто хотел бы поехать в отпуск за границу, смогут пройти вакцинацию и получить сертификат об отсутствии Covid-19. Это было бы огромным препятствием для туристов.
Возможно, в нынешней ситуации в туризме и организаторы отдыха, и страны, в которых работает эта отрасль, захотят покрыть расходы на вакцинацию, чтобы поднять экономику. Мальта уже разрешила бесплатные тесты по прибытии в страну. В Египте проверка на месте стоит около 30 долларов. Проблема в том, что пока нет широко доступной вакцины, которую можно было бы вводить одной дозой.
Как эта ситуация отразится на отпускных планах европейцев? Как следует из данных по бронированию билетов, предоставленных авиакомпаниями, они хотят провести отпуск там, где есть гарантия, что правила не изменятся в одночасье, или они ожидают упрощения формальностей или компенсации расходов, связанных с возможными обязательными тестами.
“В текущих условиях спрос зависит от стабильности и предсказуемости действующих ограничений и процедур. Такая стабилизация, скорее всего, произойдет на Канарских островах, греческих островах, в Турции и Египте”, – говорит Виталий Архангельский, глава чартерной авиакомпании Cofrance Sarl.
Андрей Бочкарев