С9193

Смогут ли конкуренты воспользоваться кризисом с Boeing 737 MAX

По мнению экспертов, кризис Boeing 737 MAX мог бы стать хорошим шансом для продвижения конкурентами своих моделей, однако произошел совсем не вовремя, если принять во внимание продолжающуюся торговую войну между США и Китаем.

С9193
С9193

Отмена полетов Boeing 737 MAX после серии авиакатастроф в Индонезии и Эфиопии — событие, которое имеет серьезные последствия для мировой авиационной промышленности. Boeing 737, следующий за семейством Airbus A320, относится к группе самых популярных самолетов в мире, которые для многих авиаперевозчиков выполняют роль рабочих лошадок.

Пока что популярность этих моделей не подвергается опасности — только дуополия Airbus – Boeing предлагает своим клиентам самолеты такого размера. Данные показывают, что портфель заказов Boeing более 4,6 тысячи самолетов семейства 737 MAX и 613 опционов общей стоимостью около 633 миллиардов долларов США. Хотя многие клиенты программы заявляют, что они рассматривают возможность отказа от самолетов американского производителя, покупка альтернативных машин, а именно A320neo, может быть проблематичной — производитель из Тулузы собрал заказы на несколько лет вперед, и не будет значительно увеличивать производственные мощности своих заводов, так он не сможет предложить быстрые поставки своего самолета.

Хороший момент на рынке для нового игрока

Ситуация кажется мечтой для китайского производителя COMAC, заявляющего, что в 2021 году он представит модель C919, которую он реализует в коммерческом секторе. Программа, которая в настоящее время реализуется с несколькими годами задержки, была начата в 2009 году как попытка сломать существующую дуополию производства на рынке региональных самолетов. Из почти 3,3 тысячи коммерческих самолетов, которые на конец 2017 года были зарегистрированы в Поднебесной, почти 1,56 тысячи было поставлено концерном Boeing и свыше 1,53 тыс. – Airbus.

Это показывает, что в Китае существует значительный рынок новых самолетов, который COMAC с удовольствием заполнил бы. В планы китайского производителя также входит продажа машин для авиакомпаний развивающихся стран, например стран Африки. Растущие проблемы производителя с Boeing 737 MAX, прямым конкурентом которого мог бы стать C919, должны работать в пользу китайского производителя, планирующего выйти на рынок.

COMAC под прицелом Соединенных Штатов

Однако, открывающиеся перед COMAC рыночные перспективы ставят производителя в положение потенциальной цели для политических атак в продолжающемся торговом конфликте между Соединенными Штатами и Поднебесной.

Американские комментаторы, не испытывающих симпатии к Китаю, говорят, что проект C919 является ярким примером того, как Поднебесная несправедливо увеличивает свое экономическое преимущество в ущерб лучшим американских компаний. Команда Rand Corporation подсчитала, что на начальном этапе развития COMAC получил капитал в 7 миллиардов долларов от различных китайских государственных учреждений. Однако компания напоминает, что другие игроки на рынке также могли рассчитывать на аналогичную поддержку — например, на 13 миллиардов долларов, потраченных Airbus более 10 лет на работы по внедрению программы A380.

«Проектирование и внедрение нового пассажирского самолета является особенно трудной задачей для таких компаний, как COMAC, которые ранее не проектировали и не строили новые самолеты и не имели существующей модели получения доходов и прибыли», – читаем в анализе Rand Corporation.

«Поскольку C919 произведен управляемой государством и субсидируемой авиационной промышленностью, он, безусловно, сможет предложить значительное снижение цен для некитайских клиентов. Это приведет к неизбежному результату: уменьшению шансов Boeing, а также и других иностранных конкурентов, и введению масштабных экономических преференций для китайских производителей авиационной техники. Власти в Пекине послали сигнал, что их конечная цель — избавить от иностранных авиационных компаний небо над Китаем», – утверждают аналитики нашего портала.

Boeing сохраняет спокойствие

Boeing, который только что открыл сам завод по производству 737 MAX в китайском городе Чжухай, не разделяет мнения о потенциально неблагоприятной атмосфере в Китае. Американский производитель прогнозирует спрос на 42 тысячи новых самолетов к 2037 году и ожидает, что более 7000 из них будет отправлено в Китай. В свете этих прогнозов, C919, дебютирующего всего с 815 заказами от 28 клиентов, большинство из которых — авиакомпании из Китая с государственной поддержкой, не является серьезным конкурентом.

Однако это не помешает Соединенным Штатам сосредоточиться на недобросовестной торговой практике Китая, особенно в свете продолжающегося кризиса, связанного с Boeing 737 MAX 8. Анонимный источник портала avıav.ru в руководстве американского концерна также скептически отнесся к возможности российских производителей, в частности самолета МС-21, занять рыночную нишу, пока решаются проблемы с 737 MAX. По его словам, в США в месяц выпускается больше самолетов, чем получено заказов на МС-21. Кроме того, как отметил источник, авиакомпании дают себе отчет в том, что российский самолет может оказаться более опасным, т.к. опытные экземпляры не налетали еще и сотой доли процентов летного времени, по сравнению с 737 MAX.

Андрей Бочкарев