Соглашение между ЕС и странами ASEAN обеспечит авиасообщением более одного миллиарда человек

Европейский союз и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (ASEAN) подписали всеобъемлющее соглашение о воздушном транспорте, которое создаст больше возможностей для воздушного транспорта и увеличит количество прямых рейсов между двумя регионами, а также обновит правила и стандарты для этих полетов. Договор вступает в силу немедленно. Соглашение, которое устанавливает глобальные ориентиры, обязывающие все 37 стран этих двух регионов вести честную конкуренцию и улучшать социальные и экологические условия, является последним примером начала нового поколения международных соглашений о воздушном транспорте. Подписание соглашения означает новые возможности для потребителей, авиакомпаний и аэропортов как в Европе, так и в странах ASEAN.

“Это первое в истории межблочное соглашение о воздушном транспорте выводит авиационное партнерство ЕС-ASEAN на новый уровень. Оно поддержит восстановление авиационного сектора после пандемии COVID-19 и восстановит столь необходимые сообщения на благо примерно 1,1 миллиарда человек, что позволит расширить деловые, торговые, туристические и межличностные контакты. Он заменяет более 140 двусторонних соглашений о воздушном сообщении, тем самым обеспечивая единый свод правил и сокращая бюрократию. Это также дает нам новую платформу сотрудничества для нашей совместной приверженности экономически, социально и экологически устойчивой авиации”, — сказала Адина Валеан, комиссар по транспорту.

ASEAN — глобальная экономическая зона с быстро растущим рынком авиации. В 2019 году это был девятый по величине рынок грузоперевозок в ЕС и шестнадцатый по количеству путешественников с более чем 8 миллионами пассажиров. Таким образом, внедрение современной системы авиаперевозок между Европой и Азией, открывающей новые возможности и обеспечивающей высокие стандарты, является инвестицией в будущее.

Соглашение обеспечивает равные условия игры и, как ожидается, принесет новые возможности воздушного транспорта и экономические выгоды для обеих сторон:

Он заменяет более 140 двусторонних соглашений о воздушном сообщении, тем самым обеспечивая единый свод правил и сокращая бюрократию. Государства-члены ЕС, которые не заключили никаких двусторонних соглашений со странами ASEAN, теперь также подпадают под действие современной правовой базы.

Все авиакомпании ЕС смогут выполнять прямые рейсы из любого аэропорта ЕС во все аэропорты ASEAN и наоборот они доступны на тех же основаниях для авиакомпаний ASEAN. Это поможет авиакомпаниям ЕС и ASEAN конкурировать с перевозчиками на прибыльном рынке ЕС-ASEAN.

Авиакомпании смогут выполнять до четырнадцати пассажирских рейсов в неделю в любое государство-член ЕС или из него, а также осуществлять любое количество грузовых рейсов в оба региона и за их пределы в любую третью страну (“привилегия пятой свободы”).

Соглашение содержит современные и справедливые правила конкуренции для противодействия рыночным искажениям.

Обе стороны также признали важность экологических и социальных вопросов и договорились сотрудничать в этом отношении и совершенствовать свои трудовые и социальные законы и политику.
В 2016 году Европейская комиссия получила разрешение Совета на переговоры о воздушном соглашении с ASEAN на уровне ЕС. Переговоры завершились в июне 2021 года. Подобные всеобъемлющие соглашения ЕС о воздушном транспорте уже подписаны с другими странами-партнерами, а именно с США, Канадой, Катаром, Западными Балканами, Марокко, Грузией, Иорданией, Молдовой, Израилем, Украиной и Арменией.

Договор вступает в силу сегодня с момента его подписания. Следующим шагом будет начало процесса ратификации сторонами в соответствии с их необходимыми процедурами для вступления соглашения в силу.

Андрей Бочкарев