A319 Air Serbia

Состояние гражданской авиации в балканских странах-кандидатах в ЕС. Выводы Еврокомисси

Европейская комиссия опубликовала свои ежегодные отчеты о ходе работы для стран, стремящихся к членству в Европейском союзе, в которых оцениваются достижения каждого нынешнего и будущего кандидата за последний год, а также набор рекомендаций по приоритетам в проведении реформ, включая воздушный транспорт.

E195 в ливрее Air Montenegro
E195 в ливрее Air Montenegr

Последний доклад касается стран Балканского полуострова, которые хотели бы в ближайшем будущем стать членами европейского сообщества. Отчет охватывает Боснию и Герцеговину, Черногорию, Косово, Северную Македонию и Сербию.

Босния и Герцеговина

Согласно отчету Еврокомиссии, процесс улучшения ситуации с гражданской авиацией в Боснии и Герцеговине остановился. Закон о гражданской авиации, принятый в 2009 году, все еще нуждается в приведении в соответствие с требованиями соглашения о Европейском общем авиационном пространстве (ECAA). У местного агентства аэронавигационного обслуживания дела идут хорошо. Однако, по данным Агентства по авиационной безопасности Европейского союза (EASA), существует хроническая нехватка должным образом подготовленного и квалифицированного персонала.

Институциональная структура Управления гражданской авиации Боснии и Герцеговины (BHDCA) регрессирует. По этой причине надзор за безопасностью полетов может ухудшиться. Новое правление, назначенное в начале 2021 года, не рассматривало этот вопрос. Еврокомиссия отмечает отсутствие прогресса в гармонизации местного законодательства с регламентом ЕС о правах пассажиров. Боснии и Герцеговине необходимо повысить независимость регулятора гражданской авиации, чтобы обратить вспять негативную тенденцию.

Черногория

Для гражданской авиации было принято несколько имплементационных актов, касающихся безопасности воздушного движения и операций. После создания новой национальной авиакомпании Air Montenegro в январе 2021 года правительство постепенно увеличивало первоначальный капитал. В декабре 2021 года парламент принял закон об истечении срока действия закона об инвестициях в консолидацию и развитие бывшей национальной авиакомпании Montenegro Airlines. Сертификация аэропортов Подгорицы и Тивата еще не завершена. Европейская комиссия указывает, что в ноябре прошлого года правительство Черногории приняло новую программу упрощения использования воздушного транспорта.

Северная Македония

В области авиации, согласно отчету Европейской комиссии, страна сохранила хороший уровень соответствия законодательству ЕС и частично адаптировала свое законодательство, чтобы оно соответствовало правилам авиационной безопасности ЕС. Однако необходимы дальнейшие усилия для облегчения проверок стандартизации со стороны Европейского агентства по авиационной безопасности.

Косово

Что касается воздушного транспорта, Косово является частью Общей европейской авиационной зоны (ECAA) и охвачено договоренностями о едином европейском небе. Местный авиационный сектор по-прежнему сталкивается с рядом проблем, связанных с тем, что Косово не является членом нескольких международных организаций гражданской авиации.

Существуют также проблемы, связанные с институциональными недостатками агентства аэронавигационного обслуживания и Управления гражданской авиации Косово, а также с отсутствием доходов от управления воздушным пространством. Предстоящая реорганизация органов гражданской авиации и административные реформы должны отражать принципы реформы государственного управления, а также конкретные обстоятельства и потребности авиационной отрасли. По данным Комиссии, Косово продолжало соответствовать правовому порядку ЕС, включая выполнение соглашения ECAA.

Европейская комиссия призывает власти Косово продолжить работу по гармонизации оставшихся правовых положений, в том числе Соглашения об общем европейском авиационном пространстве, которые еще не были включены в правовой порядок Косово. Мероприятия по увеличению длины взлетно-посадочной полосы в аэропорту Приштины, установке новых систем облегчения посадки, навигации, метрологии и радиосвязи призваны повысить уровень безопасности воздушных операций.

Сербия

В своем отчете Европейская комиссия отмечает, что законодательные органы Республики Сербия быстро адаптируют сербское авиационное законодательство, чтобы привести его в соответствие с законодательством ЕС. В течение отчетного периода Сербия приняла несколько правил, касающихся навигации, основанной на характеристиках, сертификации аэропортов, сетевых функций организации воздушного движения, управления потоками воздушного движения, разноса голосовых каналов и летной годности. Что касается авиационного законодательства, Сербия близка к выполнению всех обязательств, изложенных в первый переходный период Соглашения о Европейском авиационном пространстве. Тем не менее, Сербии все еще необходимо дополнительно согласовать свое вторичное законодательство о государственной помощи и обеспечить солидный послужной список в области применения антимонопольных правил и контроля за государственной помощью.

В сфере авиационной безопасности Агентство по авиационной безопасности Европейского союза (EASA) внедрение стандартов безопасности ЕС. Успешно реализованы корректирующие действия по выводам EASA, сделанным в 2021 г. В ноябре прошлого года была проведена проверка стандартизации организации воздушного движения и аэронавигационного обслуживания. В марте этого года EASA провело стандартные проверки летной годности и воздушных операций.

В области воздушных операций выводы EASA о нехватке персонала учитываются посредством реализации плана найма для усиления надзорного потенциала Управления гражданской авиации. Являясь частью единого европейского неба, Сербия завершила процесс гармонизации. Однако не было достигнуто никакого прогресса в отмене правил лицензирования авиаперевозчиков и стандартизации нижнего режима воздушного пространства над Косово, которые остаются приоритетными для Европейской комиссии. Сербия должна, как подчеркивает Европейская комиссия, без каких-либо исключений применять Регламент 1008/2008 об общих правилах эксплуатации воздушных сообщений на территории Сообщества, поскольку он является основой для функционирования общего европейского авиационного пространства.

Андрей Бочкарев