Сотрудники бортовых экипажей Air France объявили забастовку в период Рождества и Нового года

Профсоюзы, представляющие бортпроводников Air France, объявили о забастовке. Акция протеста пройдет в период Рождества и Нового года, когда спрос на авиаперевозки обычно очень высок. По мнению профсоюзных активистов, прибавка к зарплате, полученная в сентябре, недостаточна, так как не полностью компенсирует последствия высокой инфляции.

Кроме того, авиакомпания намерена увеличить количество пассажиров на одного бортпроводника на дальнемагистральных рейсах. Сотрудники Air France будут бастовать с 22 декабря по 2 января, если руководство не выполнит требования об улучшении условий труда и заработной платы.

Уведомление о забастовке, по сообщению французской ежедневной газеты Le Figaro, было подано двумя профсоюзами: Union des Navigants de l’Aviation Civil (UNAC) и Syndicat des Navigants du groupe Air France (SNGAF) после того, как французская авиакомпания не продлила срок действия действующего коллективного трудового договора. Профсоюзы добиваются того, чтобы старая сделка оставалась в силе во время осенних переговоров. Без коллективного договора, срок действия которого истек в конце октября, переговоры между руководством авиакомпаний и профсоюзами оказались более сложными.

Кроме того, в профсоюзах подчеркнули, что национальные авиакомпании Франции не продлили коллективный договор, поскольку руководство перевозчика действует в одностороннем порядке. Это означает, что до мирового завершения переговоров последнее слово в организации работы бортпроводников остается за руководством авиакомпании. И хотя Air France необязательно злоупотребляет этой привилегией, профсоюзы по-прежнему скептически относятся к подходу руководства. Во Франции стремительный рост инфляции и цен на продукты питания и энергоносители за последний год спровоцировал новую волну протестов рабочих против ухудшения условий жизни.

Сентябрьские надбавки слишком малы

Недовольство касается условий работы бортпроводников. В ходе более ранних переговоров профсоюзы подчеркивали, что для прибыльности Air France руководство требовало, чтобы один бортпроводник отвечал за 51 пассажира, по сравнению с нынешней ситуацией, когда один бортпроводник обслуживает 48 пассажиров. Указанное соотношение стюарда и закрепленного за ним количества пассажиров действительно для дальнемагистральных рейсов.

Профсоюзы выступают против такого соотношения и требуют сохранить нынешнее количество пассажиров до 48 человек. Руководство Air France подтвердило отклонение предложения профсоюза и вместо этого предложило 50 пассажиров на одного сотрудника. Члены профсоюзов сочли новые правила угрожающими безопасности полетов и условиям труда. Еще одна область разногласий — оплата бортпроводников на фоне исторически высоких темпов инфляции.

Стоит отметить, что авиакомпания, входящая в альянс SkyTeam, в сентябре наградила каждого сотрудника премией в размере 1000 евро и повышением заработной платы на 5 проц., что охватило более 38 000 сотрудников, включая наземный персонал, бортпроводников и пилотов. Но профсоюзы настаивают на том, что, учитывая продолжающийся рост инфляции, заработная плата бортпроводников также должна быть увеличена, особенно если Air France будет настаивать на том, чтобы одна стюардесса обслуживала 50 пассажиров. По мнению профсоюзов, более высокая заработная плата должна компенсировать предполагаемый повышенный риск нарушения безопасности, особенно в разгар летнего сезона.

Забастовка в период Рождества и Нового года

Помня об этих сомнениях, профсоюзы призывают Air France обсудить временное решение, заменяющее коллективный договор с истекшим сроком действия. Если это требование не будет выполнено, забастовка состоится с 22 декабря этого года и продлится до 2 января 2023 года. Руководство Air France признает и принимает к сведению предупреждение о забастовке, но ставит под сомнение логику условий, которые, по мнению профсоюзов, были соблюдены и привели к решению о забастовке.

По словам французского перевозчика, между всеми заинтересованными сторонами уже ведутся переговоры о продлении коллективного договора, и переговоры, вероятно, продолжатся до января следующего года. Руководство Air France также подчеркнуло, что предпринимаются дополнительные шаги для того, чтобы все правила, регулирующие труд бортпроводников, остались без изменений, поэтому предупреждение профсоюзов о забастовке кажется французским авиакомпаниям необоснованным.

Несмотря на это, Air France настаивает на том, чтобы обе стороны оставались открытыми для диалога, как и в прошлом. Для руководства авиакомпании цель состоит в том, чтобы достичь нового соглашения с профсоюзами мирным путем. Руководство французского оператора убеждено, что договоренности могут быть достигнуты без профсоюзов, объявивших промышленную забастовку в период Рождества и Нового года, когда наблюдается повышенный спрос на авиаперевозки.

Большую часть этого года в противоположность к нескольким другим европейским авиакомпаниям французскому отделению группы Air France-KLM удалось предотвратить разрушительные отраслевые забастовки, которым угрожали сотрудники и их профсоюзы. Забастовка в праздничные дни стала бы весьма значительным ударом для французской авиакомпании и ее пассажиров, тем более что авиакомпании уже выплатили почти всю государственную помощь, полученную во время пандемии, и находятся на пути к полному восстановлению своей деятельности, нарушенной из-за пандемии уханьского коронавируса COVID-19.

Андрей Бочкарев