Конец эры Jumbo Jet: Boeing 747, Королева неба, уходит на пенсию

Он произвел революцию в авиации, и в то же время стал звездой поп-культуры. Он был не очень красив, но в то же время – единственный в своем роде. В этом году, спустя полвека, подходит к концу история культового Boeing 747, получившего неофициальное название Jumbo Jet.С 1968 года, когда была представлена ​​первая версия Boeing 747, было выпущено более 1500 экземпляров различных модификаций этого самолета.  В декабре 2022 года с конвейера сойдет последний в истории Boeing 747. Самолет под названием Jumbo Jet — самая известная машина в истории гражданской авиации. Boeing 747 произвел революцию в авиации — это был первый самолет, позволивший “демократизировать” авиаполеты. В просторном салоне Jumbo Jet было гораздо больше мест для пассажиров, что позволило снизить стоимость билетов. Boeing 747 быстро стал бестселлером: за более чем полвека было произведено более 1500 машин.

Со временем Jumbo Jet также стал иконой дизайна из-за необычной формы фюзеляжа и характерного горба, который отличал 747 и делал его заметным в аэропортах. Он также был голливудской звездой — Jumbo Jet снялся более чем в трехстах фильмах.

Списанный Boeing 747: Jumbo Jet уходит на пенсию

В авиационной отрасли и среди любителей авиации самолет Boeing 747 известен как “Королева неба”. Спустя полвека Jumbo Jet уступает место своим преемникам. Компания Boeing объявила, что после 53 лет производства 747 оно подходит к концу. Последним экземпляром станет грузовой Boeing 747-8F, который поступит в парк транспортной компании Atlas Air в декабре 2022 года.

Двухэтажный Boeing 747 со своим культовым силуэтом с характерным “горбом” — машина во многих отношениях необычная. На самом деле ни один самолет, кроме сверхзвукового “Конкорда”, еще не вызывал таких эмоций и не оказывал такого большого влияния на поп-культуру.

Его возможности и характерный внешний вид были настолько впечатляющими, что позволили Jumbo Jet сделать карьеру в Голливуде. Кинематографическим дебютом стал знаменитый фильм-катастрофа “Аэропорт 1975” 1974 года, позже Boeing 747 вернулся в сиквеле “Аэропорт 77”. Другой культовой постановкой, в которой снялся Jumbo Jet, стал “Крепкий орешек 2” 1990 года.

В 1996 году самолет вернулся на экраны кинотеатров в фильме “Критическое решение” с Куртом Расселом и Стивеном Сигалом, а через год модель 747-212B появилась в другом блокбастере “Борт номер один” с Харрисоном Фордом в главной роли. Jumbo Jet также сыграл важную роль в книге Тома Клэнси 1991 года “Сумма всех страхов”, по которой 11 лет спустя был снят знаменитый одноименный фильм.

Слава Boeing 747 вышла за пределы западного мира, где родилась его легенда. Jumbo Jet стал “героем” японского сериала 1983 года “Стюардесса Моногатари” (“Рассказы стюардессы”). В свою очередь, модель 747-400 “сыграла” в фильме “Счастливый полет” 2008 года, также произведенном в Японии.

Строительство первого широкофюзеляжного четырехмоторного Boeing 747 началось на знаменитом заводе в Эверетте, штат Вашингтон, в конце 1960-х годов, его главным конструктором был Джо Саттер. На волне бума авиаперевозок в авиационной отрасли возникла потребность в машинах, способных вместить больше пассажиров. Boeing 747 должен был ответить на эти потребности — благодаря своей новаторской конструкции он летал дальше и брал на борт больше пассажиров, чем машины других производителей.

Первым получателем Boeing 747 стала компания Pan American World Airways (позже Pan Am). Первый полет того, что быстро окрестили “Jumbo Jet”, состоялся в феврале 1969 года. Две его палубы вмещали 347 пассажиров — в целых два раза больше, чем его предшественник, узкофюзеляжный Boeing 707. В окончательной версии 747-8 может вместить аж 467 пассажиров.

Jumbo Jet произвел революцию в пассажирской авиации, потому что благодаря его вместимости больше пассажиров могли позволить себе путешествовать на самолете, чем раньше. Вскоре к Pan Am присоединились и другие дальнемагистральные перевозчики.

С начала 1990-х он также был официальным самолетом президентов США как Air Force One и до сих пор играет эту роль — администрация США использует две такие машины.

Почему долгая история 747 подходит к концу? Причина проста: его эксплуатация больше не выгодна. Топливо дорожало, а тем временем создавались меньшие (хотя и широкофюзеляжные) и более экономичные двухмоторные самолеты. На волне пандемического кризиса все эти особенности оказались ключевыми для функционирования эксплуатантов пассажирских авиаперевозок, стремящихся сэкономить.

Большинство авиакомпаний в настоящее время вывели Jumbo Jet из своего флота, но все еще есть авиакомпании, которые используют Boeing 747.

Андрей Бочкарев