США приняли ответное решение ограничить число пассажиров, прибывающих из Китая

Boeing B737-800 авиакомпании United Airlines по мотивам "Звездных войн"

Министерство транспорта США сообщило в среду, 18 августа 2021 года, что в течение следующих четырех недель некоторые китайские перевозчики будут летать с максимальной пассажирской загрузкой 40 процентов. Это ответ на аналогичные ограничения, введенные Китаем в одностороннем порядке 6 августа этого года. Решение Поднебесной от 6 августа предписывает снизить количество пассажиров до 40 процентов. В отношении рейсов United Airlines в течение четырех недель китайские власти объяснили, что на борту самолета, выполняющего этим перевозчиком рейс из Сан-Франциско в Шанхай 21 июля этого года, находилось пять пассажиров, у которых по прибытию в Китай оказался положительный результат на коронавирус.

В ответ власти Вашингтона сообщили, что вводят аналогичное ограничение, которое будет применяться к четырем авиакомпаниям, выполняющим регулярные рейсы из Китайской Народной Республики в США. В течение следующих четырех недель на каждом пассажирском рейсе из Китая заполняемость пассажирских кресел не будет превышать 40 процентов.

Китайские капризы с начала пандемии

История односторонних решений, ограничивающих поездки между Китаем и США и другими странами, началась практически одновременно со вспышкой пандемии коронавируса. 31 января 2020 года из-за эпидемиологической ситуации, связанной с распространением Уханьской коронавирусной пневмонии COVID-19, правительство США запретило въезд в страну большинству пассажиров без гражданства США, которые находились в Китае в течение последних 14 дней. Запрет не вводил никаких ограничений на полеты из Китая, но из-за падения спроса на полеты между странами большинство авиакомпаний из США в феврале решили приостановить полеты в Поднебесную.

A330 China Eastern Airlines с мотивами Disney
A330 China Eastern Airlines с мотивами Disney

Неожиданно в конце марта 2020 года Управление гражданской авиации Китая (CAAC) объявило, что китайские авиакомпании могут выполнять один пассажирский рейс в неделю в данную страну, и все перевозчики не могут летать больше, чем они предложили 12 марта. “Поскольку американские авиакомпании приостановили все пассажирские рейсы в Китай до 12 марта, Китай де-факто запретил американским авиакомпаниям возобновлять пассажирские рейсы в Китай”, — говорится в заявлении Министерства транспорта США. 22 марта правительство США обвинило Китай в том, что он не позволяет авиакомпаниям США возобновить полеты в Китай, и приказало четырем китайским авиакомпаниям предоставить запрошенные расписания.

Компромисс 2020 года

4 июня 2020 г., то есть через несколько часов после объявления ограничений со стороны США, китайский CAAC отменил правило, согласно которому ограничение на сообщение будет основываться на количестве воздушных операций по состоянию на 12 марта, но сохранило руководящие принципы для использования одного рейса (туда и обратно) в неделю. Однако китайские власти объявили о введении механизма, позволяющего увеличить лимит полетов до 2 в неделю – согласие на такое увеличение количества операций будет выдано, если ни один из пассажиров, летящих в Китай по заданному маршруту, не покажет положительный результат теста на коронавирус COVID19 3 недели подряд. В то же время китайская государственная служба оставила за собой право приостановить действие воздушного маршрута на неделю, если на борту маршрута, выполняемого данным перевозчиком, находятся пять или более пассажиров, у которых тест на наличие коронавируса COVID19 по прибытии покажет положительный результат. Если количество зараженных пассажиров превысит 10, рейсы будут приостановлен на 4 недели. В отличие от механизма, позволяющего увеличить лимит рейсов до 2 в неделю, количество зараженных пассажиров с момента запуска сообщения засчитывается при приостановке рейсов и инфекции, на этот раз с вариантом дельты коронавируса, означают, что можно ожидать попыток дальнейшего сокращения и без того очень трудного въезда в Китай.

Хотя, по мнению многих, принятие условий Китая Соединенными Штатами де-факто позволило бы CAAC в одностороннем порядке вводить ограничительные меры, и в споре с Поднебесной Соединенные Штаты имели преимущество, поскольку китайские авиакомпании были более заинтересованы при доступе к американскому авиационному рынку. В 2020 году администрация президента Дональда Трампа неожиданно пошла на уступки Китаю, заявив, что она принимает условия игры. Таким образом, был достигнут компромисс, в результате которого с конца августа 2020 года количество рейсов между США и Китаем увеличилось вдвое.

Более жесткая позиция?

Последнее решение Министерства транспорта США может свидетельствовать о том, что администрация нового обитателя Белого дома, президента Джо Байдена, будет менее терпима к попыткам Китая в одностороннем порядке изменить условия доступа на свой авиационный рынок и будет более активно защищать интересы авиакомпаний США в споре с Китаем. В то же время новые случаи коронавируса в Китае и решимость властей Пекина не допустить повторения волн и инфекции, на этот раз с вариантом дельты коронавируса, означают, что можно ожидать попыток дальнейшего сокращения и без того очень затрудненного въезда в Китай.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM