A350 авиакомпании Delta

США снимают ограничение на полеты в кубинские города

Администрация президента США Джо Байдена разрешила авиакомпаниям выполнять между США и Кубой больше рейсов по большему количеству маршрутов. Это означает отмену запрета на полеты, введенного бывшим президентом США Дональдом Трампом. Из Северной Америки можно будет летать в Гавану, а также на кубинские курорты. Отныне рейсы смогут выполняться не только из Майами, где проживает большое количество лиц кубинского происхождения.

Boeing 7878 Dreamliner авиакомпании American Airlines
Boeing 7878 Dreamliner авиакомпании American Airlines

Снятые Министерством транспорта США ограничения позволяют американским авиакомпаниям, в том числе чартерным, выполнять рейсы в крупные кубинские города за пределами Гаваны, включая Камагуэй, Кайо-Коко, Кайо-Ларго, Сьенфуэгос, Мансанильо, Матансас и Сантьяго-де-Куба.

Администрация Байдена объявила в мае о плане снятия ряда ограничений, введенных при Трампе, которые были направлены на то, чтобы свести на нет усилия бывшего президента Барака Обамы, при котором Байден занимал пост вице-президента, по нормализации отношений между Вашингтоном и Гаваной в том, что было названо «Кубинская оттепель».

Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что снятие ограничений на полеты является «поддержкой кубинского народа и сделано в интересах внешней политики США». Пока неизвестно, планируют ли какие-либо коммерческие авиакомпании летать в новые города.

Отношения заморожены с 1959 г.

Отношения между США и Кубой резко ухудшились после Кубинской революции 1959 года, после которой США неоднократно пытались свергнуть коммунистическое правительство Фиделя Кастро, продолжая ужесточать ряд санкций против Гаваны. Отношения достигли рекордно низкого уровня, когда Советский Союз отправил на Кубу баллистические ракеты, что привело к тупиковой ситуации, названной Карибским кризисом, которая широко считается самым близким к ядерному конфликтом в мире за десятилетия холодной войны. В 1962 году Соединенные Штаты ввели торговое эмбарго почти на весь кубинский экспорт.

В 2014 году Барак Обама вместе с тогдашним кубинским лидером Раулем Кастро объявил о начале процесса нормализации отношений. Потепление включало отмену ограничений на поездки, денежные переводы семьям и доступ американских банков к кубинским финансовым системам, а также увеличение количества рейсов из США на карибские острова.

Затем шести авиакомпаниям было разрешено возобновить регулярные коммерческие авиаперевозки из США на Кубу впервые за более чем пятьдесят лет, что стало еще одной вехой в кампании Барака Обамы по нормализации отношений между противниками времен холодной войны. Авиакомпании — American, Frontier, JetBlue, Silver Airways, Southwest и Sun Country — получили разрешение Министерства транспорта на выполнение в общей сложности 155 рейсов в неделю. Перевозчики летали из пяти городов США в девять городов Кубы, кроме Гаваны. Утвержденными маршрутами были рейсы на кубинские курорты из Майами, Чикаго, Филадельфии, Миннеаполиса и Форт-Лодердейла, штат Флорида.

Трамп запретил полеты

Вступив в должность в 2016 году, Трамп ввел ряд ограничений, в том числе ограничение выдачу виз кубинцам, осуществление денежных переводов и сокращение количества рейсов для граждан США, желающих поехать на Кубу с целью, отличной от посещения семьи. Бывший госсекретарь Майк Помпео утверждал, что Куба использует туризм в качестве предлога для продолжающегося сокрытия американских беглецов, обвинил страну в отказе от экстрадиции колумбийских полевых командиров и в поддержке венесуэльского диктатора Николаса Мадуро.

Администрация Трампа ввела ряд авиационных ограничений в 2019 и 2020 годах, чтобы усилить экономическое давление США на кубинское правительство. Они включали запрет американским перевозчикам летать в восемь международных аэропортов Кубы за пределами Гаваны, включая Камагуэй, Кайо-Коко, Кайо-Ларго, Сьенфуэгос, Мансанильо, Матансас и Сантьяго-де-Куба. При президенте Дональде Трампе Министерство транспорта США ввело ограничение на чартерные рейсы на Кубу до уровня 3600 в год. Позже частные чартерные рейсы были приостановлены. Регулятор также запретил чартерные рейсы во все кубинские аэропорты, кроме Гаваны.

Министерство транспорта США разрешило чартерные рейсы в Гавану и другие города и из них «для неотложной медицинской помощи, поисково-спасательных работ и других поездок, которые считаются в интересах Соединенных Штатов». Поскольку американские авиакомпании сталкиваются с летним ростом спроса, а некоторые из них и с нехваткой рабочей силы, неясно, сколько новых рейсов на Кубу может быть добавлено в такой ситуации.

Андрей Бочкарев