Пассажиры из ЮАР обвинили авиакомпанию Ryanair в следовании политике апартеида

Ирландская авиакомпания Ryanair вновь оказалась в центре скандала после того, как заставила южноафриканских пассажиров подтвердить подлинность своих паспортов, заполнив базовую анкету на африкаанс. Решение было принято после того, как правительство ЮАР объявило, что фальшивыми паспортами этой страны пользуются преступные группировки, но не связывали их с поездками в Европу или США. Так называемый “тест” включает вопросы о столице, президенте, коде города или самой высокой горе в Южной Африке. Политику Ryanair африканцы называют “вторым апартеидом”.

Генеральный директор Ryanair Майкл О'Лири
Генеральный директор Ryanair Майкл О’Лири

Южноафриканские пассажиры, летящие в Великобританию или Ирландию, недавно были шокированы требованием подтвердить подлинность своих проездных документов. Отныне граждане южноафриканской страны не смогут летать без подтверждения подлинности своих паспортов. С этой целью Ryanair создала форму с 15 вопросами на африкаансе, третьем по распространенности языке в стране, которую должны заполнить владельцы южноафриканских паспортов. Незаполнение формы приведет к отказу в посадке и полному возмещению стоимости авиабилетов.

Ярость среди южноафриканских пассажиров

Однако с этим «тестом» есть серьезные проблемы. Во-первых, на африкаанс говорят всего 13,5 процента населения Южной Африки после языков зулу и коса, на которых говорят 23 и 16 процентов населения этой страны соответственно. Более того, история языка африкаанс тесно связана с колониальной эпохой, когда он был навязан режимом белого меньшинства в эпоху апартеида. В результате в качестве официального языка страны конституция Южной Африки признает несколько, в том числе английский.

Понятно, что это привело в ярость южноафриканских пассажиров, многие из которых являются европейцами и имеют биометрические удостоверения личности. Один южноафриканский путешественник, живущий в Великобритании, высказал свои мысли в Financial Times: “Каким образом эта [анкета, ред.] доказывает, что мой паспорт — подделка? Ко мне это не имеет никакого отношения. Шенгенскую визу даже не посмотрели. Это странно – это на самом деле смешно – и это действительно оскорбительно”.

Хотя расследования в Южной Африке не дали результатов в отношении фальшивых паспортов, используемых для поездок, понятно, что иностранные правительства тщательно следят за тем, чтобы путешественники были теми, за кого себя выдают. Однако политика Ryanair мало способствует этому. Помимо использования менее разговорного языка с дискриминационной историей и даже отсутствия возможности выбора, эти вопросы мало что доказывают.

“Это очень эксклюзивно. . . не думал о последствиях теста в свете истории Южной Африки”, — сказала журналистам Зинхле Новази, жительница Южной Африки в Великобритании, которая обычно не говорит на африкаанс, но была вынуждена пройти тест, чтобы сесть на самолет, летевший в Англию из испанской Ибицы. “Это определенно сводится к косвенной расовой дискриминации”, — добавил Новази.

Чувство унижения

Динеш Джозеф, житель ЮАР в Великобритании, признался, что при регистрации сотрудники Ryanair сказали ему, что он не сможет сесть на майский рейс из Лансароте без прохождения теста, хотя он не говорит на африкаанс. “Это унижение, когда мне говорят, что я не могу пройти тест на том языке, на котором говорю”, — сказал Джозеф, подавший официальную жалобу. Номфундо Дламини, жительница Великобритании из Южной Африки, сказала, что она также прошла тест вместе со своими коллегами. Она назвала политику Ryanair “апартеидом 2.0” и дискриминацией.

Financial Times отмечает, что в форме, содержащей несколько грамматических и орфографических ошибок, имеются только основные вопросы, такие как столица, президент, код страны и самая высокая гора в Южной Африке. Понятно, что такие вопросы вряд ли могут отпугнуть тех, кто путешествует с фальшивым паспортом, мало того, и их также могут легко заполнить иностранцы. Стоит отметить, что тест не является требованием Великобритании и в настоящее время применяется только ирландской авиакомпанией Ryanair.

Ирландский бюджетный перевозчик не объявлял о планах прекратить использование формы, и, похоже, она все еще в силе. Однако, учитывая множество выявленных проблем, проводимая политика вряд ли выдержит социальное давление.

Андрей Бочкарев