SSJ100 и MC-21 – через тернии .. на экспорт

Российская аэрокосмическая промышленность изо всех сил пытается выйти на иные, чем страны бывшего Советского Союза, рынки. В целом усилия заканчиваются постоянным фиаско. Конкуренция с Boeing и Airbus слишком сильна. Однако в последние дни российским предприятиям удалось подписать контракты на поставку своих машин.Новое открытие для SSJ100?

Adria Airlines подписала протокол о намерениях относительно приобретения 15 самолетов SSJ100. Контракт также включает создание технического, сервисно-ремонтного центра (MRO) в аэропорту Любляны. Последнее, возможно, более важно, чем сомнительная покупка машин национальным перевозчиком Словении.

Еще в сентябре Brussels Airlines избавились от SuperJets. Сначала бельгийцы были довольны покупкой. Современные машины предлагают много места для пассажиров, а аналогичная вместимость, как у британских самолетов BAe 14, которые они заменили во флоте, позволила быстро ввести российские самолеты в сеть сообщений.

Однако вскоре выяснилось, что отсутствие сервисного обслуживания для SSJ100 в Европейском Союзе становится проблемой, которая в конечном итоге привела к отказу дальнейшего лизинга воздушных судов из России. Не способствует популярности SuperJet его частые поломки. Среднее ежедневное использование этой машины значительно ниже, чем у конкурирующих самолетов.

В то же время, когда из Бельгии появилась информация по вопросу SSJ100, пришел удар из Мексики. Перевозчику Interjet пришлось отказаться от своих более чем двадцати SuperJets. Информация пока на 100 процентов не подтвердилась, но это был еще один сигнал о серьезной проблеме с обслуживанием и надежностью российских самолетов. Лучше с обслуживанием дела обстоят в самой России, но и там не все так гладко. «Якутские авиалинии» уже заявили о нецелесообразности эксплуатации SSJ100 и постепенном выводе их из своего флота.

Сделала ли компания Гражданские самолеты Сухого выводы, и является доказательством этого сервисный центр в Словении? Удастся ли выйти на европейский рынок теперь?

Президент ГСС Александр Рубцов заверил: «Мы понимаем, что послепродажная поддержка SSJ100 при выходе на европейский рынок должна быть организована основательно и профессионально. Вместе с Adria Airways мы создадим сервисный центр SSJ100 в аэропорту Любляны. Это обеспечит эксплуатационную надежность самолетов SSJ100, работающих в Европе». Как говорится, «свежо предание, да верится с трудом». Подобные обещания уже давались российским авиакомпаниям, однако не были выполнены в полном объеме. Создать сеть за рубежом будет куда труднее и накладнее. Тем более сделка со словенцами находится под большим вопросом и может стать разовой. Дело в том, что Adria Airways является собственностью инвестиционного фонда 4K Invest из Германии. Самолеты будут переданы в рамках сложной схемы взаиморасчетов, которая не по вкусу части акционеров, подозревающих в ней коррупционную составляющую.

MC-21 обойдет эмбарго?

Syrian Air ведет переговоры с производителем МС-21 о покупке 15-20 машин этого типа. Это может стать выходом, для того чтобы омолодить флот в условиях эмбарго, которое блокирует все операции с западными производителями. Разумеется, важна и поддержка со стороны России Башара Асада в его гражданской войне. Приобретение российских самолетов будет приветствоваться в Кремле. Но проблема в том, что сирийские предприятия неплатежеспособны по понятным причинам. Очевидно, самолеты им будут переданы в кредит либо в обмен на акции и/или нефтедобывающие компании. В этих условиях прозрачность сделок сводится к нулю. Вполне возможно, что поставка будет оплачена из бюджета, а сирийские предприятия или их акции достанутся частным лицам.

В настоящее время флот сирийского национального перевозчика состоит из шести A320-200, одного A340-300 и двух ATR 72-500. Раньше сирийцы не могли завершить переговоры с российскими партнерами. Проблема для покупателя с Ближнего Востока заключалась в положениях договора о безопасности и высоких эксплуатационных расходах воздушных судов. Однако теперь сирийцы считают, что строящийся в Иркутске узкофюзеляжный авиалайнер, который должен выйти на рынок уже в 2019 году, оправдает свои ожидания. Syrian Air должен получить первый MC-21 в 2022 году.

Производители понимают потребности своих клиентов, но, скорее всего, оснастят MC-21 для Syrian Air российскими двигателями ПД-14 производства компании «Авиадвигатель», известными по Ил-96 или Ту-204. Производитель предполагал установку силовых установок Pratt & Whitney PW1000G для своих экспортных машин, но по понятным причинам это решение не может быть реализованно из-за западных санкций по отношению к Сирии.

Андрей Бочкарев