Спустя три долгих года вручение премии Crystal Cabin Awards на выставке Aircraft Interior Expo возвращается к стационарной форме. Премия Crystal Cabin Awards присуждается за совершенство и изобретательность в интерьерах самолетов. Среди 24 окончательных идей, разделенных на восемь категорий, и в этот раз было много инновационных концепций и продуктов.
Восемь категорий, восемь областей для инноваций
В ходе всесторонней заключительной сессии и презентации накануне выставки Aircraft Interiors Expo жюри, состоящее из отраслевых экспертов, выбрало восемь победителей. Победители были объявлены на эксклюзивной церемонии награждения и гала-ужине.
Победитель в категории “Концепции салона”: Teague и NORDAM “Elevate”
Заслуженным победителем в категории “Концепции салона” стал проект Elevate от Teague и NORDAM. Elevate была одной из работ, которая привлекла наибольшее внимание отраслевых и общетематических средств массовой информации в преддверии церемонии награждения 14 июня, и журналисты ее с нетерпением ожидали представители. Этот визуально удивительный дизайн использует так называемую плавающую мебель, прикрепленную к настенным кронштейнам, что создает более свободное, более органичное и более захватывающее ощущение, чем аналогичные концепции кресел премиум-класса в узкофюзеляжных самолетах.
Ключевым фактором такого подхода было предоставление пассажирам узкофюзеляжных авиалайнеров конфиденциальности и эксклюзивности, характерных для широкофюзеляжных самолетов. Задача – дать пассажирам премиум-класса в узкофюзеляжных салонах реальное ощущение пространства, предложив авиакомпаниям такую же вместимость. Другие особенности концепции Elevate включают меньший вес для лучшей экономии топлива и более простые компоненты, которые легче обслуживать.
Победитель в категории систем салона: Caeli Nova “Cordillera”
В последней эдиции премии Crystal Cabin Awards Cabin Systems стали ареной вдохновляющего сочетания конкурирующих идей с различными подходами к повышению ценности как для пассажиров, так и для авиакомпаний. Безопасность была главной заботой инженеров и конструкторов с момента создания коммерческой авиации. Одним из сценариев непредвиденных обстоятельств, который долгое время был проблемой как для эксплуатантов, так и для проектировщиков, является декомпрессия пассажирского салона во время полета.Система Caeli Nova Cordillera предназначена для преодоления установленных ограничений и протоколов и позволяет авиакомпаниям открывать прямые маршруты над горными хребтами за счет увеличения допустимого времени полета самолета на большой высоте после декомпрессии с 22 до 180 минут. Это потенциальный прорыв для авиакомпаний, которым до сих пор приходилось избегать высоких мест, таких как Гималаи, Скалистые горы и Анды. Одним из маршрутов, которые станут широко доступными с использованием Caeli Nova Cordillera, является воздушный маршрут UL888, пересекающий Гималаи и на 30 минут быстрее, чем другие маршруты между Европой и частью Азии. Жюри было очень впечатлено ожидаемой ежегодной экономией для авиакомпаний в размере 500 миллионов долларов США и сокращением выбросов CO2 на 1,2 миллиона тонн, и все это за счет открытия прямых маршрутов через горные районы, и в то же время без каких-либо потерь или затрат на техническое обслуживание.
Победитель в номинации “Здоровье и безопасность”: Safran Cabin “Огнеупорный грузовой контейнер”.
Неуправляемый пожар — это самый ужасный сценарий как для летного экипажа, так и для пассажиров. Повсеместное распространение цифровых устройств с литий-ионными батареями также принесло новую угрозу: пожары в этих батареях. Так называемые Пожары класса D являются одними из самых опасных – горящие металлы горят с очень высокими температурами и очень быстро распространяются.
Использование литий-ионных аккумуляторов представляет еще больший риск, поскольку повреждение аккумулятора может привести к его самовоспламенению.
При пожаре класса D батарея выделяет легковоспламеняющиеся пары, что само по себе является дополнительным топливом для пожара. Другая проблема с этими типами возгораний заключается в том, что их нельзя потушить, и их можно остановить только до тех пор, пока они не прекратятся естественным образом. Огнестойкий грузовой контейнер Safran Cabin получил высокую оценку жюри, обеспечивая локализацию пожара класса D на срок до 6 часов, то есть на то время, которое самолет может находиться максимально далеко от аэропорта. Устройство обеспечивает пассажирам, экипажу и операторам дополнительный уровень защиты от опасностей, которые могут иметь катастрофические последствия в полете.
Победитель в категории “Комфорт для пассажиров”: Collins Aerospace “SpaceChiller”.
Инновации в этой категории призваны дать всем пассажирам ощущение эксклюзивности и роскоши, независимо от того, сидят ли они в Первом или Экономическом классе. В этом году SpaceChiller от Collins Aerospace стал победителем в категории “Комфорт для пассажиров”. Это индивидуальное устройство охлаждения для отдельных пассажиров или больших площадей салона самолета не использует традиционные технологии воздушного кондиционирования. Предоставление клиентам охлажденных закусок и напитков в доступности на расстоянии вытянутой руки долгое время считалось сложной задачей. SpaceChiller требует вдвое меньше мощности, чем традиционные системы. Его модульная архитектура обеспечивает пассажирам первоклассный опыт и предлагает авиакомпаниям дополнительную гибкость с точки зрения обслуживания и рабочего пространства для экипажа.
Разработанный в первую очередь для премиум-класса, SpaceChiller можно свободно масштабировать, что является еще одним фактором, который впечатлил жюри. В результате авиакомпании могут предоставлять пассажирам обеденные зоны самообслуживания, не нарушая рабочее пространство бортпроводников или личное пространство пассажиров. В основе технологии SpaceChiller лежит радиатор, разработанный для DARPA. Бесшумная термоэлектрическая система охлаждения работает с большей эффективностью и предлагает лучшую производительность в небольшом пространстве, чем это было возможно ранее, без использования экологически вредных хладагентов.
Победитель в категории IFEC & Digital Services: Dedicated Space от компании Anuvu и Southwest Airlines
Цифровая связь становится серьезной проблемой для пассажиров в самолетах, привыкших к высокоскоростному доступу в Интернет, где бы они ни находились. В то же время все чаще на самолетах используются все больше и больше цифровых устройств, конкурирующих за пропускную способность. В этом году жюри присудило главную отраслевую награду в категории IFEC & Digital Services компаниям Auvu и Southwest Airlines за новую систему под названием Dedicated Space.
Эта система обещает пятикратное увеличение доступной персональной пропускной способности и резкое сокращение времени отклика. Помимо более быстрой загрузки и выгрузки данных, благодаря новой системе пассажиры могут рассчитывать на более стабильную связь в полете. Dedicated Space использует запатентованную технологию, которая сочетает в себе авиационное оборудование и интеллектуальное программное обеспечение, что является частью другого подхода к использованию спутниковой полосы пропускания на борту самолета. Программное обеспечение анализирует требования к полосе пропускания и динамически распределяет трафик на основе требований отдельных самолетов. Потенциальным клиентам авиакомпаний не нужно ждать внедрения новой системы, поскольку она уже сертифицирована для имеющихся в настоящее время воздушных судов.
Победитель в категории “Материалы и компоненты”: Thales Avionics “Pulse”
Тактильное и визуальное качество материалов и комплектующих играет ключевую роль в субъективном восприятии пассажиров в салоне самолета. Точно так же функциональность и способность компонентов салона обеспечить пассажирам впечатления, которые они ожидают получить в 2022 году. Само собой разумеется, что на земле возможность подзарядки личных устройств в любом месте является само собой разумеющейся, в то время как на борту ситуация зачастую была более сложной.В этой горячо обсуждаемой категории победила компания Thales Avionics с Pulse, решением для зарядки мобильных устройств в салоне самолета, в котором используется запатентованная технология управления энергопотреблением для динамического распределения энергии во время полета. Этот тонкий и легкий адаптер питания позволяет пассажирам заряжать свои устройства в полете через USB-A, USB-C или беспроводную связь, избавляя от беспокойства о зарядке и позволяя путешественникам пользоваться своими устройствами в любое время в пути.
Победитель в категории “Экологичная кабина”: Diab “Панели для внутренней отделки слона, на 100 процентов пригодные для вторичной переработки”
Устойчивое развитие находится на первом плане почти в каждой дискуссии об авиации в 2022 году. Однако возможности для инноваций для более устойчивого будущего выходят далеко за рамки технологий двигателей, таких как жидкий водород и устойчивое авиационное топливо (SAF). Неудивительно, что категория “Экологически безопасный салон” стала центральной темой на церемонии вручения наград Crystal Cabin Awards в этом году, в которой было представлено множество творческих решений для снижения воздействия авиации на окружающую среду. Шведский производитель Diab в сотрудничестве с AkzoNobel, Rescoll и Roctool боролся за высшую награду в этой категории.
Эта группа разработала новаторский процесс производства термопластов, позволяющий производить панели для внутренней отделки кабин, пригодных для 100-процентной переработки. Аспектами, которые произвели особое впечатление на жюри, были общее снижение стоимости жизненного цикла продукта и снижение воздействия на окружающую среду за счет упрощения переработки компонентов салона.
Процесс, разработанный Diab и его партнерами, не только более безопасен для окружающей среды, но и быстрее, чем методы с использованием самоклеящихся пленок. Листы термопластика привариваются непосредственно к пенопластовому основанию, что также обеспечивает лучшую звукоизоляцию готового материала. Панели с трехмерными формами и украшениями могут быть изготовлены в одноэтапном процессе, что делает компоненты легче и дешевле в производстве.
Университет-победитель: Кен Киртланд “Портал”
Категория “Университет” — это поле для творческих идей с чистым подходом к различным вопросам и ситуациям. Победителем 2022 года в этой увлекательной категории стал Кен Киртланд из Технологического института Джорджии. Его идея нового типа авиакомпании с использованием электрических самолетов убедила жюри своим уникальным подходом к экологичным авиаперевозкам.
Эта концепция основана на эксплуатации малоиспользуемых региональных аэропортов, что представляет собой удивительный отход от традиционных концепций воздушной сети по принципу “хаб-точка”. Портал предусматривает создание электросамолета нового типа с нулевым уровнем выбросов, который будет перевозить пассажиров между местными авиаузлами.
Самолет сможет преодолевать расстояние в 1000 миль и перевозить более 30 пассажиров. Еще одним аспектом, вызвавшим восхищение жюри, стала компоновка салона самолета Portal. В салоне установлены кресла премиум-класса с панорамным видом из окна. Сиденья расположены вокруг салона для легкого доступа и изумительного вида через большие окна. Эта система также использует более низкую скорость полета, предлагая более захватывающее и расслабляющее путешествие на малой высоте. Эта концепция представляет собой заманчивое видение будущего региональных рейсов.
Андрей Бочкарев