Страницы истории авиации: Fokker F.XXXVI – единственный в своем роде

Построенный в 1934 году, Fokker F. XXVI Arend должен был стать ведущим пассажирским самолетом в предложении Fokker и основным самолетом авиакомпании KLM. После того как был построен один прототип, проект закрыли, так как характеристики машины сильно уступала появившимся к этому времени цельнометаллическим самолетам.

Fokker F.XXXVI
Fokker F.XXXVI

После постройки Fokker F.XX голландские заводы начали работу над еще одной машиной, которая благодаря несколько более простой конструкции должна была быть введена в эксплуатацию на линиях KLM в качестве основного пассажирского самолета на международных маршрутах. Новая машина получила обозначение Fokker F.XXXVI (цифра, вероятно, означала максимальное количество людей на борту — 32 пассажира и 4 члена экипажа).

В отличие от F.XX новая машина получила четыре двигателя на крыльях и неубираемое шасси. Однако компоновка высокоплана, деревянных крыльев и ферменного фюзеляжа из стальных труб, обтянутых брезентом, сохранилась. F.XXXVI имел длину 24 м, размах крыла 33 м и массу 16 500 кг. Он был оснащен четырьмя двигателями Wright Cyclone SGR-1820-F2 мощностью по 750 л.с. каждый, обеспечивающими крейсерскую скорость 280 км/ч и дальность полета 1536 км.

Салон на 32 пассажира делился на четыре купе по восемь пассажиров, а при необходимости при ночных полетах мог переоборудоваться в четыре купе с четырьмя спальными местами в каждом, что позволяло разместить 16 пассажиров. В задней части кабины находились два туалета и гардеробная. Ручная кладь разместилась на полках над сиденьями, а основное багажное отделение разместили в крыльях. Весь салон был звукоизолирован, что значительно снизило уровень шума во время полета.

Один прототип был построен для авиакомпании KLM, и облетан 22 июня 1934 года. Полет прошел с небольшими проблемами, но 27 августа машина была допущена к эксплуатации. Тогда KLM отказалась заказывать очередные самолеты этой модели, потому что характеристики F.XXXVI значительно уступали Douglas DC-2, который проходил испытания 11 мая 1934 года. Самой большой проблемой была дальность полета голландской машины.

Fokker F.XXXVI
Fokker F.XXXVI

Тем не менее F.XXXVI бы отправлен на обслуживание маршрута Лондон-Амстердам-Берлин, где использовался до 1939 года. Затем самолет был продан в… Великобританию, где он попал в учебную часть Королевских ВВС. Однако новому покупателю не пришлось слишком долго, так как 21 мая 1940 года машина разбилась при взлете. Хотя обошлось без жертв, самолет был не пригоден для дальнейших полетов, в основном из-за отсутствия надлежащих запасных частей. Поэтому обломки были списаны, чем закончилась история Fokker F. XXXVI.

Стоит добавить, что компания Fokker возлагала большие надежды на модель F.XXXVI, даже планировала его лицензионное производство в Великобритании под обозначением Airspeed AS.20, но в итоге заказ так и не поступил. Этот самолет проигрывал в основном DC-2, который совершил первый испытательный полет месяцем раньше и имел лучшие характеристики по всем параметрам.

Несмотря на провал проекта F.XXXVI, компания Fokker разработала несколько меньший вариант самолета, получивший обозначение Fokker F.XXII, который мог взять на борт 22 пассажира. По конструкции машина была очень похожа на своего более крупного предшественника. Было изготовлено четыре экземпляра, но судьба их была такой же только у единственного F. XXXVI.

Андрей Бочкарев