В среду, 4 марта, власти Китая объявили о начале программы субсидий для авиакомпаний из Китая и других стран, осуществляющих воздушные перевозки в Поднебесную. Инициатива призвана побудить перевозчиков воздерживаться от приостановки операций и к их возобновлению. Однако для того, чтобы получить деньги, необходимо найти пассажиров, а пока это может оказаться непростой задачей.
Вероятно, не будет преувеличенем сказать, что гражданская авиация Китая в настоящее время переживает один из самых трудных моментов в своей истории. Эпидемия таинственной коронавирусной пневмонии, возникшая в китайском транспортном узле Уханя, быстро распространилась на остальную часть страны, что привело к решению многих иностранных авиакомпаний приостановить полеты в Поднебесную. Несколько стран решили ввести административные ограничения на полеты в Китай. Все это привело к всеобщему страху перед полетами в КНР, что вызвало к падению спроса на поездки в эту страну, а также на внутренних рейсах.
Авиакомпании со всего мира приостановили около 80 процентов своих воздушных рейсов в Китай, а у внутренних авиалиний заземлены самолеты для комбинированных предложений, достаточных для перевозки 10,4 миллиона пассажиров. По подсчетам OAG Aviation Worldwide, после всех отмен операций, китайский авиационный рынок, который, согласно прогнозам в этом десятилетии, станет крупнейшим авиационным рынком в мире, сократился до размеров португальского авиационного рынка, опустившись на 25-е место по размеру.
Ответ правительства
Тот факт, что китайское правительство не будет бездействовать, поскольку авиационная промышленность страны погружается в кризис, уже был ясен в первой половине февраля этого года. Во-первых, власти Поднебесной объявили, что они не будут приостанавливать иностранные сообщения, в то же время поставив перед своими дипломатическими службами задачу убедить другие страны возобновить воздушное сообщение с Китаем.
В то же время, китайские власти работали над планом материальной помощи для своей авиационной отрасли. Согласно неофициальной информации, поступающей в СМИ, предлагались такие варианты, как позволить некоторым крупнейшим перевозчикам в стране, которые являются государственными компаниями, захватить небольшие авиакомпании, сталкивающиеся с самой сложной ситуацией, вызванной падением спроса на поездки. Еще один вариант, который рассматривало китайское правительство, состоял в том, чтобы предоставить отрасли миллиарды юаней в виде государственной помощи. Другие меры по оказанию помощи, которые рассматривало правительство, включали в себя принятие обязательств по возврату авиационных займов государством и предложение более выгодных условий аренды воздушных судов.
Будут дотации
Объявленное в среду решение, подписанное Министерством финансов Китая (MOF) и Управлением гражданской авиации Китая (CAAC), является первым официальным шагом в программе помощи для авиакомпаний, выполняющих воздушные перевозки в Китай, которая будет доступна как для внутренних перевозчиков, так и для авиакомпаний из-за границы, решивших продолжить плановые операции в Поднебесную. Программа будет действовать до 30 июня 2020 года.
Условия оказания помощи предусматривают, что государство будет платить 0,0176 юаня за пассажиро-километр на международных маршрутах, обслуживаемых по меньшей мере двумя перевозчиками, и 0,0528 юаня на международных маршрутах, на которых летает только один перевозчик. Для рейсов с остановками и выполняемых на основе принципа “пятая свобода”, доплаты будут покрывать только сегмент полета в Китай.
Чтобы воспользоваться государственной помощью, соответствующие авиакомпании должны подавать соответствующие заявления в CAAC и Министерство финансов до 7-го числа каждого месяца, содержащие приложения, такие как информация о маршруте, частоте полета, модели самолета, предложение в километрах, понесенные расходы и заработанный доход. Заявки, по мнению CAAC, будут направлены в Министерство для санкционирования выплаты субсидий. Китайская «большая тройка», а именно Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines, получат субсидии непосредственно от министерства, другие отечественные перевозчики получат субсидии от местных властей. Иностранные авиакомпании получат денежный перевод непосредственно от CAAC.
Будут ли работать стимулы?
На бумаге условия для помощи выглядят обнадеживающими. По подсчетам аналитиков портала aviav.ru, авиакомпания British Airways, которая приостановила все рейсы в Китай, получила бы около 50 000 юаней за каждый рейс, или около 7,1 тыс. долларов. Однако, чтобы это произошло, перевозчик должен будет продать определенное количество мест, что вытекает из положений программы, предусматривающих дополнительные платежи за пассажиро-километр, т. е. за фактические перевозки, а не рейс.
С точки зрения китайских властей, такие условия контракта гарантируеют правильное использование государственных средств, поскольку предотвращают оплату рейсов с низкой нагрузкой. С точки зрения авиакомпаний, доплаты не решают проблему снижения спроса на рейсы в Китай, то есть опасений пассажиров по поводу эпидемии коронавируса COVID-19 из Ухани. Именно страх перед болезнью и не слишком высокие цены на билеты вызвали отмену рейсов в Китай.
Со своей стороны, власти Поднебесной прилагают все усилия, чтобы убедить мир в том, что вирусная эпидемия в Китае уже находится под контролем, прибегая к стандартному арсеналу мер, а именно к цензуре и попыткам контролировать информацию. 5 марта, на следующий день после объявления о программе субсидий, газета China Daily, которая представляет собой пропагандистский рупор китайских властей, объявила, что отечественные перевозчики возобновляют приостановленные операции, а иностранные перевозчики выразили оптимизм в отношении того, что после авиационного рынка произойдет сильный подъем, цитируя представителей EgyptAir China и AirAsia China.
В начале февраля Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая воспринимается как находящаяся под влиянием Китая, отказалась от своей давней практики называть болезни по местам их обнаружения и изменила название вируса с “Ухань” на COVID-2019, утверждая, что прежнее может привести к “стигматизации Китая”. На этой неделе представитель Министерства иностранных дел Китая объявил, что, хотя вирус COVID-19 был впервые обнаружен в Китае, его происхождение неизвестно, это указывает на то, что Китай якобы не является источником инфекции. Таким образом, отрицая основные факты, китайские власти пытаются переложить ответственность, надеясь, что таким образом они восстановят доверие к Поднебесной как к безопасной стране с эпидемиологической точки зрения.
На данный момент трудно признать, что эта деятельность приносит результаты. В тот же день, когда Китай объявил о программе субсидий для авиакомпаний, стало известно, что Finnair продлила приостановку рейсов в Китай до 30 апреля.
Андрей Бочкарев