Страницы истории авиации: 14-bis оспаривающий первенство у братьев Райт

Хотя братья Райт считаются первыми, кто поднялся в воздух на летательном аппарате тяжелее воздуха с двигателем, существует мнение, что первым самолетом был Santos-Dumont 14-bis, который был построен три года спустя.

Santos-Dumont 14-bis
Santos-Dumont 14-bis

Вдохновленный достижениями братьев Райт, Габриэль Вуазен в 1905 году пилотировал планер, буксируемый лодкой по Сене. Его машина имела крылья коробчатой ​​формы. Успех этого полета подтолкнул Вуазена к дальнейшей работе. Позже в том же году он встретился с Альберто Сантос-Дюмоном, бразильским пионером авиации, жившим в то время в Париже, и поручил ему разработать самолет, который позволил бы ему выиграть два авиационных соревнования. Первое соревнование требовало полета на дистанцию  25 метров, второе – на 100 метров.
Сантос-Дюмон начал работу над самолетом, в которой применил решения от планера Вуазена. Машина имела компоновку типа “утка” с двигателем и толкающим винтом в задней части. Пилот стоял в корзине в задней части фюзеляжа. Силовой установкой являлся  24-сильный двигатель Antoinette V8. Вся конструкция сделана из бамбука и сосны, дополнительно усилена алюминиевыми косынками в местах соединений, а крылья покрыты японским шелком.
Первое испытание самолета состоялось 22 июля 1906 года в Нёйле. Машина была подвешена под  дирижаблем и совершила короткий полет. Затем самолет, получивший обозначение  14-bis, доставили в Шато-де-Багатель в Булонском лесу, где и начались дальнейшие испытания. Они показали необходимость усиления конструкции и лучшей балансировки самолета.
Новые попытки полетов были проведены в августе, а первые испытания в свободном полете – в конце этого месяца. Однако вскоре они было прерваны из-за повреждения винта. После его замены были предприняты дальнейшие попытки, но оказалось, что установленный двигатель был для него слишком слабым. Поэтому двигатель  заменили на более мощный – около  50 л.с. После этих изменений в начале сентября было предпринято несколько неудачных попыток полета.
Santos-Dumont 14-bis
После некоторых доработок 23 октября 1906 г. был выполнен первый успешный полет. Машина преодолела расстояние 50 метров на высоте 3-5 метров, таким образом, Sontos-Dumont выиграл приз в размере 3000 франков за полет на 25 метров и более. Конструктор внес несколько дополнительных улучшений в конструкцию своей машины, в том числе: восьмиугольные элероны в центре кессонов внешнего крыла с поворотными поверхностями между внешними передними стойками. Очень интересна была система управления элеронами – их перемещали тросами, прикрепленными к … костюму, одетому на пилота.
Следующий полет состоялся 12 ноября 1906 года. На этот раз  14-bis преодолел дистанцию ​​220 м (правда, двигатель работал всего 22 секунды). Таким образом, конструктору удалось получить награду за полет на 100 и более метров. В последующие месяцы и годы Альберто Сантос-Дюмон продолжил полеты, но уже на более современных самолетах.
14-bis был первым самолетом, совершившим полеты за пределами США. Некоторые, однако, считают, что это первый настоящий самолет, потому что для взлета ему не требовалась катапульта (в какой-то степени использовавшаяся братьями Райт). Однако анализ имеющихся пленочных материалов, проведенный спустя много лет, показал, что машины братьев Райт могли подниматься с земли без использования катапульты, используя только собственный двигатель.
Окончательный вариант Santos-Dumont 14-bis имел длину 9,6 метра и размах крыльев 11,46 метра. Максимальный вес составлял 290 кг, а в качестве силовой установки использовался восьмицилиндровый двигатель Antoinette мощностью 50 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 40 км/ч.
Андрей Бочкарев