Страницы истории авиации: американская летающая платформа ONR model 1031-A-1

ONR model 1031-A-1

В 40-х и 50-х годах развитие технологий привело к тому, что многие конструкторы решили попытаться создавать все более и более необычные транспортные средства, особенно летающие. Одной из таких оригинальных машин были американские летающие платформы Hiller VZ-1 Pawnee и ONR model 1031-A-1.

Летающая платформа ONR model 1031-A
Летающая платформа ONR model 1031-A

История этих летательных аппаратов восходит к 1940-м годам и связана с фигурой Чарльза Х. Циммермана. Он создал концепт летательного аппарата в виде платформы с двигателем с вращающимися в противоположных направлениях пропеллерами, который должен был позволить одному человеку летать на небольшой высоте. Только в 1950-х годах технический прогресс позволил приступить к работе над машиной.

В 1953 году благодаря Управлению военно-морских исследований интерес к идее летающих платформ возродился. Контракт на изготовление прототипов машины достался компаниям Hiller Aircraft и De Lackner. Они разработали две машины разных размеров. Первый – ONR model 1031-A-1 был проще по конструкции и меньше, а второй, Hiller VZ-1 Pawnee, был более практичным. Первый полет ONR состоялся в 1955 году, а более крупный VZ-1 взлетел в 1956 году.

Модель ONR  1031-А-1 имела диаметр 2,5 метра и весила 252 кг. Силовая установка представляла собой 3 четырехцилиндровых двигателя Nelson H-59 мощностью 40 л.с. с двумя винтами встречного вращения. Они обеспечивали максимальную скорость 26 км/ч и высоту полета около 10 м. Для управления машиной пилот должен был наклоняться в выбранном направлении. В случае более крупного Hiller VZ-1 Pawnee рулевое управление осуществлялось с помощью традиционных органов.

Всего было построено по 3 прототипа каждой из этих машин. Они прошли обширные испытания, которые показали, что они стабильны в полете и довольно просты в управлении. С другой стороны, с практической точки зрения они были бесполезны. Обе машины летели на очень малой высоте и были медленными. Кроме того, управление машиной делало невозможным выполнение каких-либо других действий.

В конечном итоге работы над  проектами были прекращены, а большая часть опытных  экземпляров утилизирована. До наших дней сохранилось всего два ONR model 1031-A-1  и они попали в музеи. Еще была построена  одна точная копия.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM